От Таджикистана до Засечного: история межнациональной семьи Прушиновских

Как молодая семья переехала в Пензенскую область и обрела тут свое счастье

От Таджикистана до Засечного: история межнациональной семьи Прушиновских

История Андрея и Фирузы Прушиновских из села Засечного Мокшанского района начиналась почти как шекспировская пьеса. С той разницей, что их семьи не враждовали друг с другом: просто были из разных миров. Андрей – из семьи с немецкими и грузинскими корнями, но воспитанный в русских традициях. Фируза – узбечка.  

«Меня зовут Фируза»

Андрей впервые увидел свою будущую жену на школьной спортплощадке. Стройная, симпатичная девушка сидела на трибуне, подперев руками подбородок, улыбаясь и напевая популярную в те годы песенку: «Ксюша, Ксюша, Ксюша,  юбочка из плюша…»

– Ну, привет, Ксюша, – подмигнув, обратился к ней Андрей.

– Я не Ксюша, меня зовут Фируза, – смутилась девушка.

– Красивое имя. Ты в каком классе учишься?

– В восьмом. А ты?

– В одиннадцатом.
 
Так они и познакомились. Уже тогда между ними словно искра пробежала.

Правда, от родителей свою первую любовь девушка скрывала. В числе друзей семьи были люди разных национальностей (в советское время в Таджикистане жило много русских, украинцев, белорусов и представителей других народов), но вступать в брак девушкам надлежало только со «своими». 

Любовь сильнее предрассудков

Их чувство оказалось стойким, несмотря на все преграды. Через шесть лет после знакомства Андрей сделал Фирузе предложение. Она тогда училась на медсестру, он занимался строительством. Его родители были не против, будущая невестка им очень нравилась. А вот близкие девушки не были готовы к такому повороту событий.

– Слушай, мы с тобой оба совершеннолетние, кто нам может помешать пойти в загс и расписаться? – успокоил невесту Андрей.

Новость сообщили семьям. Теща долго не могла с этим смириться. У нее в голове не укладывалось, как девушка из мусульманской семьи выйдет за человека другой веры.  А отец встал на сторону дочери. Ведь что самое главное? Чтобы она была счастлива! Он видел, что Андрей – надежный человек, с которым Фирузе будет хорошо.

К счастью, недопонимания ушли в прошлое. Вот уже четверть века супруги живут в Пензенской области, где браки между представителями разных народов не редкость и люди разных национальностей дружат как добрые соседи. 

Нашел дело по душе

Когда мы приехали к ним в гости, застали хозяина в мастерской за покраской машины. Автомаляром он стал давно. Руки у него золотые, клиенты приезжают из Мокшана, Пензы и даже из Москвы. 
Земляки относятся к нему с уважением.

IMG_0410.jpg
В прошлом году Андрей заключил соцконтракт на открытие собственного дела. На выделенные 350 тысяч рублей закупил профессиональное оборудование для ремонта и покраски авто, что очень помогло ускорить сроки выполнения работ.

Глава семьи пригласил нас в дом, где Фируза Аскаралиевна уже накрыла стол для чаепития. В кухне витал чудесный аромат свежевыпеченных узбекских лепешек.

– Я сейчас в декретном отпуске с младшим сыном Арсюшей. Вот и находится время на выпечку. Хлеб сама пеку, лепешки, пироги, тортики, – поделилась хозяйка.

Супруги рассказали нам, как перебрались в наш регион из Таджикистана. В 90-е годы там процветал умело взращенный западными кукловодами национализм. К тому же шла  гражданская война. Жить там становилось небезопасно. 

На Мокшанской земле 

Молодые супруги понимали, что пришло время уезжать, чтобы иметь возможность спокойно жить. Один из братьев Андрея уже перебрался в Россию, второй – в Германию (переезд в эту страну облегчали немецкие корни мамы).

– Мы с Фирузой тоже могли податься на Запад, – поясняет хозяин дома.  – Для этого я даже взял девичью фамилию матери. Но к переселенцам в Германии в то время как раз ввели строгие требования. Нужно было в обязательном порядке знать немецкий язык, а мы его не учили. Не было такой необходимости.

А вот русский в бывших союзных республиках не являлся чем-то чужеродным, его понимали все.

На семейном совете супруги решили ехать в Россию. Они знали, что здесь спокойно и нет вражды между народами. Незнакомая ранее Пензенская область стала им родной. Переехали – и прикипели к этим местам.

По сути дела, именно здесь Прушиновские стали настоящей семьей. Все пятеро детей родились уже на Мокшанской земле. Дочку и четверых мальчишек назвали русскими именами. Старшей, Марии, уже 25 лет, она замужем и готовится подарить Андрею и Фирузе первого внука. Первому сыну, Даниилу, – 21, второму, Владиславу, – 18 (он сейчас служит в армии), третьему, Артему, – 10, младшенькому, Арсению, – 2,5.

– Мы решили, что раз живем в России, то пусть у детей будут привычные здесь имена, – говорит Фируза.

Кстати, ее мама смогла помириться с зятем. Она очень любит внуков, дважды приезжала в гости в Засечное. Сердце ее успокоилось.

– Здесь наш дом, наш предел, – философствует Андрей. – В Засечном похоронены мои родители, живут брат с семьей. Все сложилось так, как должно быть. Нам хорошо на этой земле.
Материал подготовлен в рамках государственной программы Пензенской области «Региональная и государственная национальная политика, развитие гражданского общества в Пензенской области».

«Пензенская правда» (№45, 19.11.2025)

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER