Ехать тихо, не пугать: как жилось пензенскому водителю 80 лет назад

Ехать тихо, не пугать: как жилось пензенскому водителю 80 лет назад

Лет десять назад я, наверное, был одним из последних в Пензе, кто имел бумажное водительское удостоверение. Выданные в 1991 году небольшие корочки серого цвета действовали (страшно представить) аж до 2021 года! 

Впрочем, использовать их до этого срока было невозможно — Россия перешла на пластиковые водительские удостоверения. Но я ездил по старым правам на свой страх и риск до тех пор, пока их наконец-то не изъял гаишник... 

Воспоминание об этой истории натолкнуло на мысль изучить правила дорожного движения 80-летней давности — времени, когда создалась наша область. 

Лошадиный менталитет

Начнем с того, что в 30-х годах прошлого столетия четырехколесной техники в области насчитывалось не много. Почти вся она была приписана к различным городским службам и ведомствам. В личном пользовании механического транспорта практически не было. В основном люди передвигались на лошадях, и повозки с упряжью были повсюду. 

Как и сейчас, чтобы сесть за руль, нужно было получить соответствующую квалификацию. 80 лет назад документ на вождение выдавался специально уполномоченным органом НКВД — Государственной автомобильной инспекцией (а еще раньше этим занимались исполкомы на местах). Претенденты должны были выдержать теоретический и практический экзамены. Для многих это было непростым испытанием.

«Вчерашнего крестьянина, привыкшего к лошадям и к вольному бездорожью, пробирал озноб при мысли, что в городе нужно передвигаться на машине аккуратно и соблюдать правила дорожного движения», — так газета «Сталинское знамя» характеризовала курсантов автошколы в 1939 году.


Строгая иерархия

А какие, собственно, правила были в то время?
Первые дорожные знаки установленного образца стали появляться в Пензенской губернии в 1934 году. Поначалу их было всего ничего: 4 указательных, 13 запрещающих и 6 предупреждающих. Впрочем, по тем временам это более чем достаточно. 

Примерно в то же время появился в Пензе и первый стрелочный светофор. Он выглядел как циферблат, разделенный на красную и зеленую зоны. Нововведение надолго не прижилось: стрелка была плохо различима. И вскоре светофор обрел привычный для нас вид.

Учитывая то, что в те годы преимущество было на стороне гужевого транспорта, водителям приходилось несладко... Например, в городах предписывалось ехать как можно тише, так как громыхающих автомобилей пугались лошади и могли понести, устроив неразбериху на дороге. 

В первых типовых правилах 1936 года обозначалась строгая иерархия участников дорожного движения. Так, пешеход должен уступать дорогу человеку с ручной повозкой, тот, в свою очередь, — извозчику, извозчик — обычной автомашине, а автомашина — спецмашинам и автобусу. Просто и ясно.


Шоссе — не космос…

Скорость передвижения по нынешним временам вызывает улыбку. Грузовому автомобилю в городах разрешалось не более 16 километров в час, а легковому — не более 27. Конечно, скорость определялась на глаз. Но в то время спорить с милицией было себе дороже… 

А вот за городом — полное раздолье: можно было выжимать из машины все, на что она способна. Правда, скорости редко достигали 70 километров в час. 

Категорически запрещалось бросать машину на улице без присмотра, видимо, чтобы не провоцировать несознательных граждан на воровство.

Правилами 1936 года впервые запрещалось садиться за руль в нетрезвом состоянии. Впрочем, степень опьянения водителя определялась опять же на глазок. О специальных приборах тогда и не слыхали. 

«…гражданин Нестеренко очень долго уверял, что еще способен управлять машиной, хотя и еле держался на ногах, — пишет автор одной из заметок «Сталинского знамени». — Сотруднику милиции тов. Храмову пришлось немало потрудиться, чтобы доказать ему обратное».

Отдельным пунктом водителям предписывалось быть опрятными и содержать свой транспорт в ухоженном виде. 

Как и сейчас, 80 лет назад большинство ДТП происходило на перекрестках. Так как понятий «главная» и «второстепенная дорога» не существовало (термины появились только в 1957 году), виновника аварии определяли по вышеописанной иерархии участников движения и по личным симпатиям инспектора ГАИ.

Интересна трактовка перестроений. Если сейчас в ПДД этому посвящен целый раздел, то раньше было все лаконично: «Воспрещается обгонять в узких местах и срезать углы».


«Фордзон» на карбиде

Кроме теории, водители тех лет обязательно сдавали экзамены на техническое обслуживание машин и их эксплуатацию. А это было непростым делом. 

Например, в 30-х годах в области еще встречалась техника с… карбидным свечением фар. Это когда с наступлением темноты шофер должен был через специальный лючок в фарах насыпать внутрь немного карбида, полить его водичкой и зажечь выделяемый в результате реакции газ. В течение даже короткой поездки процедура повторялась несколько раз. В сильные морозы вода замерзала, и тогда вести машину нужно было почти наугад. Кстати, видимо, в то время и родилась поговорка, что хороший водитель чувствует дорогу…

Как и сейчас, хорошие механики были в цене. А уж те, кто на коленке подручными средствами мог починить железного коня, тем более. 

Профессия водителя была престижной. Молодые шоферы, пусть даже и чумазые, считались завидными женихами. Ведь они шагали в ногу со временем.

«У нас в Дертевке Федька Симашин — мастер на все руки, — пишет в газету одна из читательниц. — И «Фордзон» починить может, и ЗИС-5. Девки за ним так и ходят по пятам».


Смекалка на конвейере

Действительно, поставить на колеса машину при тотальном дефиците запчастей — это надо было уметь! Благо нехитрые технологии тех лет позволяли найти выход почти из любого положения.

Кстати, в «Сталинском знамени» лайфхакам был посвящен целый раздел. 
«Тракторист тов. Смирнов из колхоза «Путь Октября» с успехом наловчился делать тормозные колодки из дерева, — пишет газета в 1940 году и дает подробную инструкцию на этот счет: — Перепробовав все известные сорта древесины, Смирнов пришел к выводу, что береза — самый подходящий материал».      

Судя по публикациям, доморощенные мастера умудрялись делать даже деревянные поршни, щедро просмаливая их перед установкой в машину!

В общем, смекалки водителям тех лет было не занимать… 

Многое из того времени сейчас кажется смешным и странным. Однако не стоит забывать, что и наше время когда-нибудь будут вспоминать, приговаривая: «Ведь жили же люди…».



Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER