«Нам сначала не хотели говорить»: пензенский студент – о гибели волонтеров
С форума – на фронт
Организаторы изначально планировали сплотить молодых людей из разных регионов и научить их работать в условиях ЧС. Но 6 августа актуальность цели возросла многократно: украинская армия вторглась на мирную российскую территорию – в Курскую область.Этот день стал тем самым рубежом, который не разделил народ России, а сплотил в желании помочь попавшим в настоящий ад и отомстить врагу.
Студент второго курса факультета педагогики, психологии и социальных наук пединститута ПГУ Иван Баскаков (фамилия изменена) вместе с остальными участниками как во сне читал ужасающие новости. В голове была одна мысль: что делать? Надо попробовать успокоиться, осмыслить происходящее.
Вдох-выдох…
Ответ родился простой и однозначный: взять себя в руки и готовиться ехать туда, где на счету каждый человек. Иван уже год состоял в рядах волонтеров. За плечами – поездка с гуманитарным грузом на СВО.– Решился спонтанно: отец тогда был на спецоперации, а я узнал, что будем передавать бойцам на передовую дроны, РЭБ, маскировочные сети, мотоциклы, лекарства и многое другое. Думал, вдруг и его увижу, – объясняет парень.
Встретиться не удалось, но Иван уже не мог расстаться с людьми, которые в режиме нон-стоп собирают и доставляют все необходимое на фронт.
Курск, мы с тобой!
В августе 2024-го помощь нужнее всего была в Курской области. Руководитель «молодежки» ОНФ Владимир Тараненко, обращаясь к участникам форума, не стал скрывать, что ситуация тяжелая. «Кто может?» – спросил он.– В группу вошли 25 человек из разных регионов, – вспоминает Иван, – хотя единственное, что мы знали, – выезд завтра.
Ребятам было неважно, где будут жить и что будут есть сами, думали лишь об одном: люди в беде. Собрав палатки, инвентарь, гуманитарный груз, что-то еще из необходимого, а для себя – бронежилеты, разгрузки, двинулись в неизвестность.
– Мы приехали ночью, – рассказывает волонтер. – Поле, два огромных ангара, а между ними – две палатки: одна – для привезенного гуманитарного груза, вторая – для нас.
Насколько опасно было там находиться, стало понятно после лаконичного инструктажа военных: «Без необходимости ночью не ходить. Сигарету при курении прятать в кулак. Летают дроны. Заметят – не поздоровится».
Ночь была беспокойной: свист, звуки работы ПВО. Не спалось.
Вдох-выдох…
К утру провалившихся в сон ребят разбудили. Они вскочили, стали разгружать на склады привезенные военными грузы. В этот же день подключились к перепрошивке дронов.Потом прибывших разделили на две группы. Иван попал на гражданский склад. День прошел в разгрузке и сортировке гуманитарки – бойцам и в пункты временного размещения эвакуированных гражданских.
К вечеру прибывших разместили в опустевшем общежитии в Курске. Они встретились с коллегами из первой группы, которая прибыла сюда раньше.
Мы остаемся
Ивану выпало стоять на блок-посту и провожать Колю и Давида – они ехали эвакуировать гражданских.– Я видел, как ребята надевают бронежилеты, – рассказывает Ваня. – Коля с позывным Медик пожаловался, что плохо чувствует себя, но запрыгнул в бронемашину, которая быстро скрылась из вида.
Ни через два, ни через три часа парни не вернулись. Позже Иван узнал, что транспорт накрыла артиллерия. Двое выжили, а Коля и Давид – нет.
– Это были первые погибшие волонтеры, – глухо произносит Иван. – Нам даже сначала не хотели рассказывать про их смерть, чтобы мы не впали в отчаяние. Но мы знали, что нужно продолжать работу при любых обстоятельствах. Ребята погибли, но память о них живет в сердцах тех, кого спасли.
К постоянному свисту и грохоту волонтеры привыкли быстро – спасибо бойцам из ПВО, которых иначе как ангелами не называли. Сколько раз они защищали и людей, и имущество от прилетов!
Сидеть на месте Ивану Баскакову было некогда: работы хватало. Помимо прошивки дронов, работы на складе и с переселенцами приходилось и в эвакуации мирных граждан участвовать.
Помогли навыки, полученные на ускоренных курсах тактической медицины: научились оказывать первую помощь – от повязки до установки клапана на порванном легком.
– Война сильно изменилась, – рассуждает молодой парень с глазами умудренного жизнью мужчины. – Почти нет пулевых ран, в основном осколки и ожоги.
Артиллерия работает по квадратам. Иван, нервно двигая скулами, вспоминает: если оказываешься в этом квадрате, попадаешь в настоящий ад. Остается только ждать.
Вдох-выдох…
– Когда бой стихает, главное – не растеряться, – признается Иван, – сначала осмотреть себя. Потому что бывали случаи, когда в горячке раненый волонтер вставал и пытался бежать, только потом понимая, что истекает кровью.
А затем, сквозь гул в ушах, слушать: зовет ли кто-то на помощь. И начинать спасать…
Дома. Ненадолго
Иван пробыл в Курской области месяц. Как и многие, прошедшие через такое испытание, не может поверить, что тишина – это надолго, что два таких разных мира могут существовать одновременно.– Если попросят вернуться, поедете? – спрашиваю Ваню.
– Не если, а когда, – не задумываясь, отвечает он. – Волонтеры живут по принципу «Мы там, где нужна наша помощь».
Волонтеры – настоящие герои нашего времени. Вдох-выдох – и снова вперед. Не показывая лиц (враги не пожалеют, если узнают), но тем не менее – с открытым забралом, переживая за чужие жизни больше, чем за собственные.
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Арина Родионовна от соцзащиты: история пензячки Елены Купцовой
В Пензенской области в рамках нацпроекта «Семья» появились первые социальные няни20 лет за рулем троллейбуса: пензячка Алла Мельникова – о нелюбимом маршруте, автохамах и стычках с водителями автобусов
Рассказываем ее историюПензенские медики рассказали, как сохранить здоровье в школе
Биография Николая Ларюшина: карьера в ПГАУ, отказ от переезда в США и отношение к современной технике
Магия руци и паци: жительница села Старое Славкино хранит культуру своих предков
Вместе больше полувека: история любви супругов Беляниных из Русского Камешкира

Пензенцев приглашают за малиной в Мокшанский район
Помимо малины разрешено собирать клубнику, которая будет плодоносить до первых холодов
Пензенский драмтеатр открыл сезон спектаклем «Яма» (2025)
Музыка и декорации драмы продуманы до мелочей
В пензенских школах начался новый сезон курса «Россия – мои горизонты»
4 сентября состоялось первое установочное занятиеСемья Бутусовых переехала из Пензы под Сосновоборск ради фруктов и ягод
Вопреки пословице «Где родился, там и пригодился», они нашли свое дело вдали от дома
Время создавать будущее: Сбер открывает регистрацию на AI Journey Contest с призовым фондом 6,5 млн рублей
К участию приглашаются AI-профи со всего мира, а награждение состоится на AI Journey 2025Сбер и ВЭБ приступают к работе по созданию единого стандарта и новой модели финансирования ГЧП
Бесконечная кредитная линия: инновационное решение Сбера может стать новым стандартом рынка
Сбер и «Дамате» запустили первое в России товарное РЕПО на фуражную пшеницу
Александр Ведяхин: юбилейная X конференция AI Journey пройдёт в Москве с 19 по 21 ноября