«Можно руками есть?»: как пензячка угощала автора «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого

Анна Буланова-Меева в годы войны расшифровывала секретные донесения и знала о передвижении военных кораблей

«Можно руками есть?»: как пензячка угощала автора «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого

1922 год. В Поволжье – голод, эпидемия тифа. В семье Ивана и Ксении Булановых родился шестой ребенок – дочка. Когда Ане исполнилось полгода, от тифа умерла ее мама. Отец остался один со своими мал мала меньше. Он плотничал, изо всех сил стараясь прокормить семью. По хозяйству помогала бабушка Феня.  

Сиротское детство

Но в дом Булановых опять пришла беда. В пять лет Аня лишилась отца. Заботу о детях взяли на себя родственники. А когда старшая сестра Вера вышла замуж, забрала малышку к себе. Полное лишений детство. И такая же юность. 

Окончив школу, Аня поступила в Пензенское фармацевтическое училище, жила в студенческом общежитии. Трудно, голодно, не было теплой обуви и одежды. 

«Туфельки прохудились. Денег нет. Купить не на что и негде. Пришлось оставить учебу», – с сожалением вспоминала она потом. Девушка вернулась к родственникам, в семью Хрусталевых. Стала работать секретарем-машинисткой в райкоме комсомола. 

А тут началась Великая Отечественная война. Пришло время, стали и женщин брать на фронт. Анна ушла добровольцем. 

На войне выходных не бывает

Вручение награды.jpg

– Мама потом иронизировала над собой: никто из девушек не знал, как оно – на войне. Она думала, что у нее будут выходные… В дорогу надела сшитую собственноручно юбку-восьмиклинку, пальто и свои единственные туфельки на каблучке. Взяла  и подуш­ку, – рассказывает дочь Анны Меевой Екатерина Китаева.

Напрасно «принаряжалась». Все домашнее заменили на форму, только обуви подходящей на Анин 35-й размер не нашлось.  

Эшелон повез пензячку на север, в сторону Архангельска. Здесь располагалась специальная база по подготовке связисток-шифровальщиц.  

Какое-то время нашей землячке пришлось маршировать в туфельках на каблуках. И только через два месяца местный умелец сшил ей сапоги.   

Сначала девушки жили в землянках, и военные моряки по утрам откапывали вход от снега. Ветра были такие сильные, что в баню, которая была далеко от расположения, худенькая Аня шла, держась за канат. 

Но самое страшное было – заболеть цингой. Поэтому шифровальщиц снабжали тюленьим жиром, а повар подкармливал Дюймовочку Аню урюком из компота.  

Меева.jpg

– Мама служила в секретной части штаба Северного флота, занималась приемом, шифровкой и отправкой специальной корреспонденции, – продолжает дочь. – Она знала все о передвижении кораблей в море. Но однажды в бухту вошла никем не замеченная немецкая подводная лодка. Она всплыла, из орудий враги расстреляли бот с мирным населением. Позже подлодку уничтожили наши моряки. 

Даже по прошествии многих лет Анна Ивановна с болью в голосе рассказывала, как переживала, получая сообщения о подбитых фашистами кораб­лях. А на Северном флоте таковых было немало: там проходил важнейший транспортный путь. По морю везли технику, продовольствие, оружие. 

Пензячка старалась как можно лучше зашифровать донесения на тот случай, если их перехватит враг. 

Судьбоносная встреча

Но вот наступил День Победы. 

– Для нашей семьи он особый. Именно тогда мама познакомилась с нашим отцом – Валентином Петровичем Меевым, уроженцем Новгородской земли, – делится семейной историей дочь. – Девушки собирались сесть за праздничный ужин. Мама открыла форточку, чтобы позвать на праздник свою знакомую Валю, которая проходила мимо дома. Но вдруг в комнату вошел красавец-моряк. «Вы меня звали?» – спросил он. Мама удивилась, сказав, что ждала подругу. А гость засмеялся: «Вы звали Валю, а я Валентин». Так началась любовь, которая сопровождала их все 65 лет совместной жизни. У них родились четверо детей – Лариса, Лена, Петя и я.  

Валентина еще долго не отпускала война: в полугодовых плаваниях он уничтцожал мины в Баренцевом море. Анна обучала новобранцев шифровке секретных документов.  

ПолевойБ.Н.jpg

Супруги Меевы какое-то время жили на Севере. Но дети часто болели, и жена уговорила мужа уехать к ней на родину, в Пензенскую область.

Поселилась семья в Лопатинском районе. Валентин работал в райкоме, поднимал сельское хозяйство. 

В памяти детей остался такой эпизод. Однажды к ним в гости пришел писатель Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке» (в то время он был депутатом Верховного Совета РСФСР от Пензенской области и часто бывал в наших краях, встречался с передовиками). Хозяевам и знаменитости  нашлось, о чем поговорить: все фронтовики, а герой книги Алексей Маресьев воевал на северной земле. 

– Мама очень волновалась, встречая Полевого. К чаю были блины, и она не знала, как лучше их подать. Принесла вилки с ножами, – рассказывает Екатерина. – А Полевой засмеялся: «Можно я руками буду есть? Так вкуснее!».

Помнить и гордиться

С годами Валентин Меев продвигался по партийной линии, трудился на руководящих должностях. Переезды следовали один за другим. В конце концов обосновались на Новгородской земле. 

Анна Ивановна посвятила себя детям, работая там, где это было удобнее для семьи. Была библиотекарем, кладовщиком, комендантом общежития, страховщиком. Никакого труда не боялась. А еще успевала шить красивые вещи для себя и родных. Выглядела как с обложки журнала. 

В уютном доме Меевых часто бывали гости. Однажды кто-то из них случайно узнал, что Анна – фронтовичка. Очень удивился: «Как? Эта маленькая, хрупкая модница, мать четырех детей?» 

День Победы.jpg

А эта Дюймовочка была награждена медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны... 

Ее супруг Валентин Петрович тоже имел немало боевых наград. Одна из них – за спасение в 1942 году корабля «Сапфир», который атаковали немецкие самолеты. 

– Мы гордимся нашими родителями, защитниками Родины, участниками Великой Отечественной войны, – завершает свой рассказ Екатерина. – Нам дорога память о них.

Автор: Ольга ИВАНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER