Мобильники «играют в прятки»: что изменилось в пензенских школах после запрета на мобильные телефоны

Запрет на сотовые телефоны во время уроков действует уже около года

Мобильники «играют в прятки»: что изменилось в пензенских школах после запрета на мобильные телефоны

С 2024 года в российских школах действует запрет на использование  мобильных телефонов на уроках. Казалось бы, вот он, выход из ситуации: дети хоть на время вынырнут из виртуального мира в реальный. Но на практике все оказывается сложнее.

Вопросы остаются

Новый закон был придуман, чтобы улучшить успеваемость и дисциплину в учебных заведениях, минимизировать отвлекающие факторы. Многие родители и учителя давно бьют тревогу по поводу гаджетозависимости детей. Поэтому была предпринята попытка решить проблему на государственном уровне.

Закон запрещает использование телефонов во время занятий, даже в образовательных целях. Исключение – только экстренные ситуации. Контроль за исполнением возложен на учителей и администрацию школ.

2025-01-27 11.41.03.jpg
Однако вопросов остается множество. Если забирать телефоны на время учебы, где их складывать? В раздевалке? В классе? Кто будет нести ответственность за сохранность мобильников? Поди разберись!

Цифровой детокс

Как же в учебных заведениях пытаются решить проблему? В пензенской школе № 80 имени В.К. Бочкарева в каждом классе приняли свое решение. Где-то договорились, что на время уроков смартфоны дети не вынимают из портфелей. Где-то приобрели специальные органайзеры для хранения гаджетов: приходя в школу, дети сдают на время сотовые учителю.

В Колышлейской средней школе №1 вопрос об использовании смартфонов обсуждался на общешкольном собрании. Сторонники цифрового детокса высказались за то, чтобы телефоны дети сдавали. Но многие выступили против.

2025-01-27 11.40.59.jpg
Директор школы Елена Николаевна Рыжкова поясняет:

– Телефон в урочное время – в портфель. На перемене сотовым пользоваться можно. С положением все ознакомлены под роспись. Сперва казалось: выход – чтобы у детей были кнопочные телефоны  – только для звонков и сообщений. Но ведь вся школьная повестка, группы для общения с учителем теперь в «Сферуме», а его можно установить только на смартфон. Как быть – пока не знаем.

В одной из пензенских школ (номер педагоги просили не писать) пошли дальше. В параллели пятых классов решили: телефон в руки дети без необходимости не получают и на перемене. Как только ученики приходят в класс – сразу смартфоны учителю. Гаджеты возвращают только перед уходом домой.

Строго? Возможно. Зато эффективно. Ведь наивно полагать, что даже при наличии договоренности дети будут послушно держать сотовые в портфелях. Правда, при таких жестких мерах, даже если большинство родителей согласны, всегда есть несколько недовольных. Главное их беспокойство –  невозможность контролировать детей.

piqsels.com-id-zktzu.jpg
Вариант связи через учителя (например, для срочных сообщений родителям или от них) тоже требует проработки. Как донести до адресата информацию оперативно, не нарушая учебный процесс? 

Дети протестуют 

Ну а большинство детей, понятное дело, запрету не обрадовались. Одна из причин, по которой они не хотят даже на время расставаться со своими телефонами, – ребятам комфортнее  общаться с друзьями в мессенджерах. Даже если те учатся в этой же школе!

– Привыкнуть обходиться без телефона во время учебного дня непросто, – делится аргументами «против» ученица 10 «Б» класса Дарья Турецких.  – Проблема в том, что в школе есть предметы, по которым нет учебников. Поэтому информацию мы берем из Интернета либо нам присылает ее учитель. В этом случае телефон нужен, чтобы можно было повторить материал. Также во время школьного дня классный руководитель раньше мог написать что-то важное в общий чат. Например, что сегодня надо задержаться после уроков. Теперь мы порой узнаем информацию с опозданием. 

Родители сомневаются

Мамам и папам школьников, конечно, хотелось бы, чтобы их чада были более внимательными и не отвлекались на просмотр соцсетей в школе. Но в то же время они привыкли, что дети всегда онлайн, и теперь, когда ситуация изменилась, чувствуют дискомфорт.

У Анастасии Ястребовой двое детей: один учится в десятом классе, второй – в шестом.

piqsels.com-id-zktjj.jpg
– Уроки длятся долго. А порой нужно что-то срочно уточнить у ребенка, о чем-то напомнить ему, – рассуждает она. – Давайте будем откровенны: мы сами купили и дали детям в руки смартфоны. Это удобный инструмент для донесения информации. И отказаться от него теперь непросто.

А кнопочные телефоны – вчерашний день. Покупать их только ради школьного времени не резон. 

Своим умом

Учитель русского языка и литературы Колышлейской средней школы № 1 Мария Альберти видит в запрете больше плюсов, чем минусов. Имея гаджет в кармане, дети все чаще надеются на него, чем на свои знания, используют его, чтобы списать. А значит, менее ответственно относятся к заданиям.

– Для меня важно, чтобы дети думали, а не списывали. Чтобы они были внимательными, рассуждали, искали ответы на вопросы в книге, в учебнике, а не скачали их в Интернете, – говорит она. – На уроках без телефона обойтись можно!

Как бы то ни было, но большинство педагогов отмечают: если ребята вынужденно – без телефона, они начинают больше общаться «вживую». А учителям спокойнее работать: можно быть уверенным, что тебя не снимают «скрытой камерой», чтобы потом выставить это в Сеть с едкими комментариями…

2025-01-27 11.41.13.jpg
Как-то упорядочить использование мобильников в школе, несомненно, было необходимо. Но в то же время, сказав «А», мы пока не сказали «Б»: четкого механизма так и не разработано. А пора бы… Иначе для чего принимали закон?

Давайте обсудим!

А как бы вы предложили решить проблему с использованием телефонов в школе? Приглашаем к обсуждению родителей и педагогов. Пишите в мессенджерах или звоните по телефону 89677015481, высказывайте свое мнение.

Автор: Анна КИТАЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER