Мемориальная доска у исчезнувшего пензенского села: судьба бойца Алексея Сысоева

Удалось найти родственника погибшего стрелка-радиста

Мемориальная доска у исчезнувшего пензенского села: судьба бойца Алексея Сысоева

На кладбище уже не существующего села Сердобинка (Зубовка) Кондольского района была установлена мемориальная доска воину Великой Отечественной войны.
Алексей Иванович Сысоев в 1940 году был призван Самаркандским ГВК в действующую армию. Принимал участие в Финской войне, в 1941-м защищал Родину от фашистских захватчиков в составе 420-го дальнебомбардировочного полка 81-й авиадивизии.

Начало поиска 

25 июля 1941 года самолет ЕР-2, в составе экипажа которого находился стрелок-радист Сысоев Алексей Иванович, разбился рядом с селом Сердобинка Кондольского района. 

Об этой трагедии малосердобинским поисковикам рассказали жители района несколько лет назад, когда в газете была опубликована история еще одной авиакатастрофы, произошедшей в 1943 году на территории Старого Славкина.



Никаких сведений ни об экипаже, ни о самолете не было. За какую ниточку потянуть, чтобы узелок развязался?

Во время поиска информации по первому экипажу судьба свела следопытов с неравнодушными людьми по всей России. И, как ни странно, на первый взгляд не связанные между собой факты, как пазлы, начали складываться в реальную картину. 

Например, при общении с командиром пензенского отряда «Авиапоиск-Надежда» Владимиром Ивановичем Горбачевым выяснилось, что на территории Пензенской области разбился самолет 420 ДБАП, об экипаже ничего не известно. А из Казани прислали документ, где прокурор Кондольского района ответил на запрос родственницы, что в Сердобинке похоронен Сысоев А.И. Возникло предположение, что речь идет об одном и том же событии. 

За правдой – в архив

Поисковиками был отправлен запрос в главный архив Минобороны. В ответе говорилось, что в книге учета потерь личного состава 420-го дальнебомбардировочного авиационного полка за 1941–1945 годы значился Сысоев Алексей Иванович, младший сержант, стрелок-радист, который погиб в результате катастрофы 25 июля 1941 года и похоронен в селе Сердобинка.

Но хотелось более подробно узнать обстоятельства аварии и попытаться найти родственников погибшего.

Было принято решение направить в Подольск для работы в ЦАМО Владимира Горбачева. Тот дополнительной информации не нашел, но обнаружил акт исследования причин аварии.

«За штурвалом самолета был Швец Степан Иванович», – не успел договорить Горбачев, как поисковики уже забивали в поиске фамилию пилота. 

Интернет предложил к прочтению книгу «Под крыльями ночь», изданную Швецом уже после войны, где описана авиакатастрофа, названы имена: «В состав моего экипажа входили штурман Лабонин, техник самолета Стрелец и стрелок-радист Сысоев».

Подробно рассказывается, как загорелся правый мотор, как с парашютами выпрыгнул экипаж, как взорвался рухнувший самолет, как прибежали люди из ближайшего села. Здесь же указывается, что стрелок-радист, не успевший покинуть самолет, погиб.

Пусть помнят все

«Обстоятельства гибели известны, необходимо найти место захоронения и установить памятный знак, чтобы жители района помнили о том, что война шла не только на линии боестолкновения, но и глубоко в тылу», – решили поисковики.

Поиск осложнялся тем, что село Сердобинка в 1975 году из учетных данных исключено как фактически не существующее. На месте поселения ничего не осталось, на кладбище – три железных креста. 

Приблизительное место могилы воина определили по словам очевидцев. Из Пензы Горбачев вызвал поисковиков, имевших специальную аппаратуру, но более точно место захоронения не определили.

Зато работа на месте аварии дала результат: проведенная экспертиза показала, что привезенные с Сердобинки обломки – это действительно части самолета.

Близких не осталось

Поиск родственников затянулся. На просьбу проверить адрес, по которому была направлена справка о гибели воина, Управление по делам обороны Самаркандской области ответило, что близких родственников и знакомых семьи Сысоевых не найдено. 



Лишь летом 2025 года отозвался дальний родственник Антон Остапенко из Ростова-на-Дону. Он сообщил, что мама Алексея – Мария Ивановна Сысоева – приходилась его прабабушке двоюродной или троюродной сестрой. Она умерла и похоронена в Самарканде.

Будем чтить, пока живы

11 сентября нынешнего года на кладбище села Сердобинка установлена мемориальная доска стрелку-радисту 420-го дальнебомбардировочного полка.

Так как село находилось почти на границе Пензенского и Малосердобинского муниципалитетов, почтить память бойца прибыли делегации из двух районов.

– На душе стало спокойно, – признался один из поисковиков Виктор Петкилев, – несколько лет я жил с осознанием того, что мы должны узнать имя героя и увековечить его память. Хочу отметить, что и обелиск, и мемориальная доска установлены на благотворительные средства. Люди помнят героев войны и благодарны им за Великую Победу.

Как сложилась судьба других членов экипажа

Авария в Сердобинке чуть не стала фатальной и для командира экипажа Степана Ивановича Швеца. При прыжке из горящего самолета его парашют не раскрылся. Он сильно ударился спиной о землю и получил серьезную травму позвоночника. После лечения комиссия вынесла решение, что летать ему нельзя. Однако он обошел запрет и сумел вновь попасть на фронт, воевал до Победы. Совершил 268 боевых вылетов. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Техник Степан Степанович Стрелец прошел всю войну. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». Умер в 1984 году.

Штурман Василий Николаевич Лабонин, майор, участник Финской войны, погиб в январе 1942 года в районе станции Григорьевка Псковской области.

Автор: Е. ФЕДОТОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER