Мама, папа! История семьи Порфирьевых с удивительной улицы в Башмаково
В 2007-м семейные детские дома были преобразованы в приемные семьи. Три из тех, кто был первопроходцем, сохраняют этот статус и сегодня.
Семь детей в 24 года
— Мам, — еле слышно прошептала маленькая Лидочка.Таня напряглась как струна. Сердце, казалось, находится одновременно и в груди, и в голове, и во всем теле и при этом бешено бьется. Но она сделала вид, что не слышит.
— Мам! — повторила Лида чуть громче.
— Да ты чего шепчешь-то? Не бойся. Я не кусаюсь.
Так в 2001 году началась жизнь приемной семьи Порфирьевых.
Таня ни разу в жизни не встречалась с сестрой мужа, которая жила с семьей в Воронежской области. Но именно ей, девчонке 20 с небольшим лет, та написала в письме: «Если со мной что-то случится, только тебе доверила бы их воспитание». Татьяна лишь плечами пожала: «Ну что такое может случиться? Да и где я, а где воспитание семи, а если вместе с собственным сынишкой, то и восьми детей?»
Но письмо то было неспроста. Видно, уже знала она о тяжелом недуге, который в итоге победил ее. Отца семейства не стало еще раньше.
Целый год Порфирьевы оформляли документы, а дети сестры Валерия временно проживали в санаториях.
В тот день, когда муж отправился за детьми, Таня с сыном Ваней лежала в больнице — мальчику нужна была операция. Вернувшись, она остановилась на пороге дома, глубоко вдохнула и выдохнула. За дверью ее ждала совсем другая жизнь. Пять новых детей: Света, Алена, Ваня, Марина и Лида… Резко распахнула дверь. Новая жизнь кипела! Старшая, Света, которой тогда было 17 (всего-то на семь лет меньше, чем Тане!), готовила, кто-то расставлял посуду на столе, кто-то подметал.
— Муж тогда привез пятерых. Наташа и Рома, самые маленькие, были в другом санатории. А когда приехал за ними, отдали только Наташу. Оказалось, что мальчика уже усыновили, — до сих пор с сожалением вспоминает Татьяна.
И, помедлив, добавляет:
— Я ведь долгие годы пыталась найти его. Узнала фамилию усыновителей, по фамилии обнаружила мальчика в соцсетях. Он так похож на одну из своих сестер! Но ребенок не захотел поверить в историю о большой семье. Больше уж и не писала. Может быть, сам проявится.
Татьяна не планировала указывать детям, как называть ее. Они решили сами. Пример подала Лидочка. Так Таня стала мамой, а Валера — папой.
Семейная улица
Порфирьевы в ту пору жили в Наровчатском районе. Подумывали взять ссуду на покупку просторного дома, но мысль эта материализовалась неожиданным образом. В 2002 году супругам предложили вместе с детьми переехать в Башмаково, где начинался смелый эксперимент — создание улицы семейных детских домов.Приехали на место. Ряд домов на окраине, а за ними — голое поле. «Да как же тут жить?» – испугались супруги. Но дом покорил светом и простором. Решили переезжать.
Ребятишки, которые из-за пребывания в санатории отстали от школьной программы, пошли учиться. Света на пятерки школу окончила.
— Мы с ней как две мамы для малышей были, — тепло вспоминает Татьяна. — Прибежит наша ватага с улицы — чумазые все! Мы со Светой отмоем, накормим их. Они так уставали, что засыпали кто где. А мы по десять раз загружали старенькую круглую стиральную машинку, в которой даже отжима не было!
У вас мальчик!
В 2005 году Татьяна, которая сама в тот момент ждала рождения дочки, узнала, что без опеки остались дети в одной из семей – родителей лишили прав. Через год у Порфирьевых появился девятый ребенок — Илья. Годовалый мальчик сильно отставал в развитии, не разговаривал. Но любовь большой семьи буквально излечила его.Валера и Таня даже заметить не успели, как детки начали выпархивать из родительского гнезда. Светочка поступила в медицинский техникум и стала медсестрой. У нее уже двое детей. Зять — ровесник Тани. Он любит спрашивать новых знакомых: «Могут ли зять и теща быть ровесниками?» Алена и Марина вернулись в Воронежскую область. У первой — трое детей, у второй — четверо.
Ваня работает в Башмаково трактористом, растит сына.
Лида после окончания Самарского медтехникума перебралась в Башкирию. У нее дочка.
Кровный сын Ваня живет и работает в Пензе. С родителями остались школьники Настя и Илья.
Четыре года на притирку
Дом звенел тишиной. Муж Валерий — механизатор. Работа у него сменная – дома практически не застать. Не зная, куда себя деть, Таня, швея по образованию, подумывала о том, чтобы начать шить на заказ. Но уже тогда понимала, что не в этом ее призвание.Ей так не хватало разбросанных по дому игрушек, больших кастрюль с борщом на плите и гомона прибегающих из школы детей. Вспоминала, как ворчала, прибираясь в комнатах, а сама была рада тому, что жизнь кипит в доме.
— Я поняла, что лучшая работа для меня — забота! — признается приемная мама.
В 2015 году Татьяну Николаевну пригласили в администрацию. По дороге она все думала: что такое могло случиться? В очередной раз оказалось, что мысль материальна. Ей предложили взять в семью детей, мать и отец которых были лишены родительских прав. Она согласилась. И только потом узнала, что их не двое и не трое, а снова пятеро, как в 2001 году: Слава, Полина, двойняшки Лиза с Сашей и Сережа. Но почему-то теперь, имея и опыт, и желание заботиться об одиноких ребятишках, она испугалась. Но это было мимолетное чувство.
— Набрала раскрасок, карандашей — и к ним, — вспоминает Татьяна.
Порфирьевы ничего не приукрашивают, рассказывая, как было.
— Четыре года из пяти, что они живут с нами, шел жесткий процесс притирки. Дети, росшие в неблагополучной семье, были приучены выживать по правилу «каждый за себя», — честно признаются Порфирьевы. — Да что говорить, они долгое время друг друга по кличкам называли!
Самым твердым орешком оказался старший, Слава. На контакт вообще не шел.
— Представляете, пришлось брать его письменное согласие, что он не против проживания братьев и сестер в нашей семье! — уже с улыбкой вспоминают приемные родители.
Тем трогательнее был тот факт, что первые заработанные деньги парнишка потратил не на себя – он купил для всей семьи сладости!
В ожидании юбилея
Порфирьевы живут на той же семейной улице. Двор пестрит цветами, из загона слышен клекот птиц, требующих еды. Каждый из детей хочет составить маме компанию, когда она идет кормить пернатых.В следующем году приемной семье — 20 лет. Если соберутся все дети с семьями, то получится среднестатистическая свадьба — 31 человек! Но на просторной веранде все уместятся!
Но и без громких дат дети не упускают возможности приехать в родной дом, посекретничать с мамой, попросить совета у отца. А Татьяна и Валерий смотрят на эту веселую кутерьму и даже представить не могут, как могла бы сложиться жизнь ставших им родными 12 детей, окажись они в казенном доме.
Но эти мысли улетучиваются, когда вокруг блестят счастливые глаза, а со всех сторон слышно: «Мама! Папа!»
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Губернатор рассказал о необходимости ремонта в каменском техникуме
Старые окна в ужасном состоянии, тепло не держатБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России