Лидия Финогенова: Ели лебеду, но не сдавались
— Отец с мамой много работали, — вспоминает Лидия Федоровна, — а мы старались помогать им во всех делах. В 1940 году внезапно умер наш кормилец, и остались мы, три сестры и брат, на попечении матери. День 22 июня 1941 года помню хорошо. Несмотря на летние каникулы, всех ребятишек, в том числе дошколят, собрали в школе и объявили о начале войны...
Наравне со взрослыми
С десяти лет Лида уже работала в поле.— Особенно тяжело было дергать коноплю, — вспоминает она. — Представляете, растения выше роста человека, стебель, как рашпиль, шершавый – к концу дня руки покрывались кровавыми ссадинами.
Вскоре в Лунино был эвакуирован большой военный госпиталь, и школьники навещали раненых, ухаживали за ними, устраивали для них маленькие концерты. Лида выходила на середину палаты и произносила: «Я буду санитаркой, а печка — лазарет, бойцам на нашей печке лучше места нет…» Конечно, все смеялись.
Ранней весной и летом дети и подростки занимались заготовкой золы, навоза для колхозных полей. А для этого надо было прийти в каждую крестьянскую избу, и не по одному разу. Зимними вечерами в каждом доме взрослые вязали рукавицы, носки, шили кисеты для бойцов Красной Армии. Дети им помогали.
С питанием было плохо. Все выращенное в колхозе и большая часть из приусадебных хозяйств отправлялось на нужды фронта. Турнепс, репа, зачастую и лебеда в составе хлеба частенько появлялись на столах жителей сел времен войны.
— У моего деда в хозяйстве были корова, овцы, куры, поэтому нам не пришлось жестоко голодать, — рассказывает Лидия Федоровна. — Очень тяжело было с дровами. Никогда не забуду, как мама с соседкой в зимнюю стужу поехали за дровами в дальний лес и пропали. Два дня они плутали в сильнейшей метели. Еле живые, обмороженные, они приехали с хворостом на третий день.
Определилась судьба
Жизнь продолжалась. С фронта все больше и больше приходило радостных известий.— Окончание войны тоже помню отлично, — говорит ветеран. — Мы были около дома, когда прибежали мальчишки с криками: «Война закончилась!» Плакали, обнимались, понимая, что самое страшное позади.
В 1949 году Лида поступила в медучилище и, окончив его с красным дипломом, продолжила учебу в Ленинградском медицинском институте. В 1959 году стала дипломированным врачом санитарно-эпидемиологической службы.
После работы в Колышлее была переведена главным санитарным врачом в Нечаевку (тогда это был районный центр), где практически заново пришлось налаживать санитарно-эпидемиологическую службу.
Здесь она встретила свою судьбу — веселого, работящего парня из соседнего села Николая Финогенова. В 1962 году поженились и переехали в Мокшан.
— Вот уже 57 лет живем душа в душу, — с теплотой в голосе говорит Лидия Федоровна и возвращается к теме войны. — Конечно, в коротком рассказе не опишешь всех бед, страданий, которые принесла нам война. Вместе с тем жестокое время закалило нас. В дальнейшей жизни не пасовали перед трудностями, а их было много.
В период работы главным санитарным врачом в послевоенное время ей приходилось сталкиваться с тифом, дифтерией и дизентерией. Надо было выезжать на места вспышек в отдаленные деревни и жить там неделями, выявляя заболевших и налаживая профилактическую работу.
В начале 70-х годов обстановка стабилизировалась. Стало легче. Не случалось таких авралов, как в послевоенные годы. Но и сегодня работа санврачей сложна и ответственна. Пример тому — вспышка коронавирусной инфекции.
Лидия Федоровна уверена, что скоро удастся победить и эту напасть.
Автор: Валерий ТИТОВ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Олег Ягов – о программе «Земский тренер», поддержке учителей и снижении бюрократической нагрузки
В Пензенской области ремонтируют школы, решают кадровые вопросы в педагогической среде и популяризируют традиционные виды спорта
50 лет вместе: как семья из Киргизии нашла счастье в Пензенском крае
Пензенская область стала для уроженцев Киргизии второй родиной«Я, может быть, будущий Овечкин»: Наталья Шмонина создала спорт для детей с инвалидностью
Секреты зимней сказки: Алена Шеркутова из Пензы создает волшебные изделия
Почерк — наш паспорт: в «Пензенской правде» написали каллиграфический диктант
Черт на сцене, химик в лаборатории: история студента ПГУ Георгия Филиппова
12 лет ожидания: в пензенских маршрутках запустили безналичную оплату
Личный опыт использования и мнения пассажиров
Губернаторские культурные проекты охватят 18 пензенских районов в феврале
Речь идет о «Театральных вечерах» и «Творческих встречах»Масленица в Пензе 2026: где сожгут чучело на 22 февраля
Жители Наровчатского района приобрели по «Пушкинской карте» более 2700 билетов
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 24 и 25 января 2026: концерт D/C Band и спектакль «Город на Суре»
Наталья Старовойт ставит свой первый спектакль по повести Андрея Платонова
Современное буровое оборудование: от мини-установок до глубоких буровых комплексов
Выбор техники напрямую зависит от целей
Банк «Кузнецкий» – финалист рейтинга лучших работодателей по версии hh.ru
Это авторитетный обзор рынка трудаВ Пензе ищут водителя на зарплату 500 тысяч рублей
Кредитная история под контролем: как ее проверить, улучшить и избежать ошибок заемщика
Полимочевина: почему она превосходит традиционные гидроизоляционные материалы
300 тысяч за ювелирную работу: пензячка вошла в тройку лучших радиомонтажников России
Пензенские борцы завоевали медали первенства ПФО
Представители Сурского края показали хорошие результаты

