Кувакский узвар и льняной урбеч: какие пензенские продукты известны за пределами региона

Сурский край — настоящий рай для сладкоежек

Кувакский узвар и льняной урбеч: какие пензенские продукты известны за пределами региона

Сладкое изобилие 

Не так давно в стране был проведен конкурс съедобных брендов «Вкусы России». В нем участвовали и семь товаров от наших производителей. Это пензенские конфеты, бековский зефир, пензенский чернокленовый мед, никольский крем-мед, пензенский кленовый сироп, пензенский льняной урбеч (паста из семян льна) и кувакский узвар.

По этому набору становится ясно, что Сурский край — настоящий рай для сладкоежек. Вон какое разнообразие на десерт! Но, увы, в этом году ни один продукт из списка не вошел в число победителей. 

Тех, кто голосовал за вкусы России, явно тянуло на солененькое. В числе лидеров — камчатская нерка, астраханская вобла, рыбные консервы Ямала, кубанский борщ, волгоградские помидоры. Из сладостей предсказуемо отметили казанский чак-чак. В лидерах оказались в основном продукты с давней, сложившейся историей, что, видимо, и сыграло определяющую роль.

За свой регион немного обидно. Ведь наши сладости везут на продажу в разные города России и даже на экспорт. А когда едешь в гости в другой город, просят в качестве гостинца захватить бековские зефир и мармелад, кленовый сироп и, конечно же, конфеты кондитерской фабрики. 

Мы решили узнать, насколько доступны жителям региона продукты, претендовавшие на известность в масштабах страны, и есть ли они в массовой продаже. 

Добро пожаловать… к производителю  

Как мы и предполагали, конфеты кондитерской фабрики есть практически во всех торговых сетях. В основном на развес. Чтобы купить в подарочной упаковке, лучше всего поехать в фирменный магазин при производстве. Помимо известных всем «Тархан» (около 700 рублей за коробку) и «Сувениров из Пензы» (788 рублей за красивую жестяную банку), появилась и еще одна разновидность с местной достопримечательностью на упаковке – «Дивные купола» (около 470 рублей). На ней красуется изображение восстановленного Спасского кафедрального собора. К вопросу о брендировании: о новинке мало кто знает... 

Бековский зефир тоже купить не проблема – он есть в большинстве магазинов. Но вот другие продукты пришлось поискать. Обнаружили восторженные отзывы о «Кувакском узваре» в Интернете, но сам напиток попробовать не удалось. В супермаркетах напитков фирмы «Кувака» очень много. Но именно этого не оказалось. 

Позвонили (как простые покупатели) в отдел маркетинга этого предприятия. Нам сказали, что узвар бывает в сети «Магазин моего района», но его быстро разбирают. А другие ритейлеры напиток не очень-то жалуют — там запрос на определенные линейки вкусов. Предложили приехать в магазин-склад, что в микрорайоне Север. 

Ради бутылки прохладительного напитка ехать на другой конец города не захотелось. Попробуем в другой раз... 

Вышла загвоздка и с кленовым сиропом. Ранее для того, чтобы приобрести его в качестве презента, нам несколько раз приходилось делать это через знакомых в Бековском районе. На ярмарках-презентациях сироп тоже бывает, но в пензенских супермаркетах его не видно. 

Правда, на днях удалось обнаружить его в «Перекрестке», и то случайно. Глаза искали знакомую бутылочку с кленовым листом на темной наклейке, а наткнулись на емкость совсем иного вида. И только надпись мелким шрифтом на обороте позволила узнать, что сироп производят в Бековском районе. Цена – 469 рублей за 200 миллилитров. Дороговато! 

На такой экзотический товар, очевидно, проще найти желающих в столице. Не случайно же одними из первых новинку, выпущенную на российский рынок, распробовали посетители столичных ресторанов. 


Медовая загадка 

Но больше всего поразили полки с медом в наших магазинах. Просто глаза разбегаются – абхазский, крымский, башкирский, из Подмосковья… От количества маленьких баночек с разными этикетками рябит в глазах. А где же пензенский? Не обнаружила ни тех двух разновидностей, что хотели войти в перечень вкусов России, ни других. А ведь когда-то местным пчеловодам удавалось, объединившись, продвинуть свой мед в торговые сети под единым брендом. 

Как выяснилось, вкусный чернокленовый мед «Пасеки Павловых» продается через Интернет. Цены ниже, чем в магазине: 350-граммовая баночка – 260 рублей. Подарочный набор из разных вкусов – около 500. Посылки, судя по отзывам на сайте, разлетаются по всей стране: Москва, Королев, Стерлитамак, Набережные Челны, Ставрополье, Вологда...
Позвонили держателям бренда.
– В сети заходить мы даже и не пытались. Нам это не интересно. Через Интернет торговля идет успешно. Мы сами устанавливаем цены и не зависим от чьих-то требований, – сказал Артем Павлов по телефону. 
Никольский крем-мед (Колышлейский район, село Никольское) тоже реализуется в основном через Сеть. Из любопытства приценились: 130-граммовая баночка меда с малиной стоит 170 рублей. Снова дешевле, чем аналогичный товар на прилавках. 

Льняной урбеч в широкой продаже тоже найти не удалось, хотя подобный деликатес в Пензе уже не считается редким. Закралось подозрение: может, как в случае с кленовым сиропом, он где-то «замаскировался»? 

Впрочем, этот продукт можно найти в специализированном магазине от производителя. Если, конечно, ехать не лень... 

Знать, за что голосовать

Бегая по продуктовым супермаркетам, обратили внимание, что почти везде исчезли стикеры, указывающие на товары местного производства. За их внедрение долго боролся в свое время региональный Минсельхоз. 
— Придется ритейлерам напомнить о них, — пообещала начальник Управления рынка продовольствия и лицензирования Нина Богач. – Люди должны знать, где искать местные товары, хотя многие в представлении уже не нуждаются. Это творожки Пензенского молочного комбината, бековские сладости, макаровские колбасы, полуфабрикаты из индейки и другие. 
Можно долго перечислять, что есть в супермаркетах. Не только сладостями, а очень многими продуктами местные производители обеспечивают покупателей. Что касается меда, то в сетях пензенский все же есть, видимо, просто нам на глаза не попался. Два производителя реализуют через супермаркеты свой товар. Но основная масса пчеловодов предпочитают продавать мед на ярмарках. Есть он и в фермерских магазинах.

В том, что в нашем регионе производится много продуктов, достойных широкого признания потребителя, в общем-то, сомнений не было. Но время идет вперед, и появляются новые бренды, вкусы. Хочется, чтобы люди больше знали о них и голосовали за них – и на конкурсах, и рублем. Но пока о многих новинках жители других регионов осведомлены лучше пензяков. 

А какую пензенскую вкусняшку рекомендовали бы выставить на конкурс вы? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Автор: Лариса РЯБИНИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке