Зависимость — не приговор материнству : в Пензе помогают женщинам избавиться от тяги к спиртному

Сохранить семью, поменять взгляд на себя и мир помогают молодым женщинам в новом кризисном центре

Зависимость — не приговор материнству : в Пензе помогают женщинам избавиться от тяги к спиртному

Несколько месяцев назад в Пензе открылся кризисный центр для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Его цель хорошо отражена в названии – «Спасение надежды». О том, как создавалась служба и как организована в ней работа, мы беседуем с учредителем организации Василием Сайфуллиным. 

Первая в России 

— Благотворительный проект поддержали уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова и глава региона Олег Мельниченко, — рассказывает он. — Социальная служба такого рода — первая в России. Здесь женщины с алкогольной зависимостью проходят реабилитацию, не ра злучаясь с детьми.

Василий, я заметила, что у вас нет привычных для подобных мест нянечек и санитарок пенсионного возраста, вместо них – энергичные парни и девушки. Предположу, что это не случайно…

— Ну, во-первых, в центр и поступают преимущественно молодые женщины с детьми дошкольного и школьного возраста, им легче общаться с ровесниками. А во-вторых, большинство наших сотрудников являются так называемыми равными консультантами, то есть людьми с личным опытом химической зависимости и успешного избавления от нее. Во время реабилитации людям бывает очень важно увидеть того, кто несколько лет назад был в таком же положении, а теперь нашел свое место в жизни, хорошо выглядит, бодр, здоров, создал семью. 

Равный консультант 

А что тебя привело в благотворительность?

— Я учился в московском вузе на технической специальности и со временем стал понимать, что занимаюсь не своим делом. Мой психотип не «человек – техника», а «человек – человек». 
Период был крайне сложным. Я оказался в столице без друзей, учеба тяготила. Не знал, как заполнить эту пустоту... Взял паузу в институте и уехал в реабилитационный центр для зависимых в один из близлежащих городов, где два года проработал волонтером.

Василий Сайфуллин.jpg
Когда вернулся в Пензу, понял, что жить, как раньше, уже не смогу. Хотелось действовать, помогать кому-то. Судьба свела меня с командой «Квартала Луи» – реабилитационного центра сопровождаемого проживания молодых людей с инвалидностью. В тот момент как раз шло строительство второго центра – «Дома Вероники», и я начинал там разнорабочим. 

Возвращение к себе

— Помню, как на одном мероприятии в «Доме Вероники» ты устраивал студентам мастер-класс по танцам...
 
— Так я по первому образованию педагог-хореограф, почему бы и не поделиться своими навыками? Но это лишь малая часть того, чем я занимался в «Квартале Луи». Вел страницы в социальных сетях, преподавал на стажировочных сессиях «Лидеры изменений. Равный – равному», участвовал в проекте для школьников ««Равные! Разные! Дружные!»... 

И параллельно работал в одном из платных реабилитационных центров для зависимых. А в голове все время прокручивал варианты создания благотворительного рехаба. Вроде бы это нормально – проводить реабилитацию за деньги, но многим ли она доступна? Со временем родилась идея кризисного центра для семей «Спасение надежды». 

Шаг из беспросветности

Как устроена работа в центре?

— Мы выстроили систему взаимодействия с Министерством труда, соцзащиты и демографии Пензенской области, с районными администрациями. Если семья оказывается в кризисной ситуации, мы выезжаем к ней вместе с органами опеки на первичную мотивационную беседу.

Поверьте, мамы, страдающие алкоголизмом, все равно любят своих детей и не хотят разлучаться с ними. Если женщина согласна, она с семьей переезжает к нам. Два-три дня карантина, затем беседа с психологом, который составляет план дальнейшей работы. Детьми занимается социальный работник.

На открытии центра Львова-Белова Столярова Сайфуллин Качан.jpg
Важно, что мы выдергиваем мать семейства из привычного социума, из той беспросветности, в которую она попала из-за алкоголизма. А в кризисном центре у нее и ее детей – собственная чистая комната, свежая постель, завтрак, обед, ужин в светлой и уютной столовой. День полностью загружен полезными занятиями, знакомствами с новыми людьми, выходами «в свет» (к примеру, экскурсия в зоопарк – выяснилось, что некоторые наши подопечные ни разу там не бывали и даже не представляли, что это такое). И пример равных волонтеров, конечно же. 

Надежда превращается...

Вы работаете уже несколько месяцев. Можно ли говорить о каких-то результатах?

— С марта нынешнего года через центр прошло 12 семей. Женщины начинают понимать, что можно жить по-другому, без алкоголя, в ладу со своими близкими, мечтать о хорошем и воплощать все в реальность. Конечно, возможно, вернувшись домой, кто-то сорвется, но кто-то постарается все изменить.

Сейчас в центре находится одна мама, вдова погибшего бойца СВО, у которой детей отобрали и поместили в социальное учреждение. Она очень страдает и хочет с ними воссоединиться. Но органы опеки ей не верят. Недавно в том поселке, где постоянно проживает женщина, прошло заседание муниципальной комиссии, на которой решался вопрос о возвращении детей в семью.

К сожалению, решение вынесли отрицательное. Но мы будем бороться за право детей быть со своей мамой. Шансы есть!

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER