Иван Шувалов: как простой мальчишка из села стал легендой вуза

Иван Шувалов: как простой мальчишка из села стал легендой вуза

Как закалялся характер

Иван Шувалов. Простой мальчишка из семьи колхозников Неверкинского района, бегавший босиком по траве. Думал ли он, что  станет профессором, деканом историко-филологического факультета, проректором педагогического института, основателем кафедры «Журналистика» и ко всему прочему — родоначальником педагогической династии?

— Детство мое пришлось на тяжелую военную пору. Этим все сказано. Мы, ребятишки, наравне со взрослыми женщинами (все мужчины ушли на фронт) работали. Отец погиб в 1941 году. С шести лет я уже основательно трудился по хозяйству, помогая матери, а позже — колхозу. При этом неплохо учился (ходил в школу за 15 км от нашего села). Так закалялся характер. И эта закалка в будущем очень помогла, — рассказывает Иван Федорович.

Удивительно, но сельские мальчишки послевоенной поры были убеждены, что для них открыты все пути в стране советской. Такая была идеология, да и реальность этому по большому счету соответствовала. Иван Шувалов и два его друга решили стать философами и поехали в Москву поступать ни много ни мало в МГУ! И один из них поступил, сдав все экзамены на пятерки. У нашего героя не получилось. Но оценки были хорошие, и его приняли в Пензенский педагогический институт. Не получилось стать философом, стану филологом, так он решил. 

В институте шла бурная жизнь, в которую сельский юноша очень даже вписался. И профсоюз, и комсомол, и самодеятельный театр, и поездка на целину, и первые агитпоходы — он ничего не упустил. Везде отличился. 

А в комсомольской работе преуспел настолько, что его после окончания вуза распределили не в школу, а на завод — возглавлять комсомольскую организацию. Правда, он недолго там проработал — забрали в армию.   

Любимец студентов 

После демобилизации забежал проведать любимый институт, да так и остался... Три года был секретарем комитета комсомола, параллельно занимался наукой. И так постепенно перешел на преподавательскую работу, защитил кандидатскую диссертацию. В общем, сделал успешную карьеру, дослужившись на научном фронте до проректора вуза по учебной работе. 

Иван Федорович давно уже стал легендой вуза. Он душа и друг студентов, он помощник и опора, хотя умеет быть строгим, требовательным, принципиальным. Но доброта всегда побеждает в его душе. И этого не скроешь. Люди чувствуют, доверяют,  любят. Сколько у него благодарных учеников — не счесть! 

Но сегодня он с некоторой грустью констатирует, что студент пошел не тот.

— Стали чаще пропускать лекции, — вот его главная претензия.

А что важнее в вузе, чем получить знания и принести их в школу?  

— Да, педагог уже не единственный источник знаний. Их теперь можно получить и в Интернете, — констатирует Иван Федорович.

Но никто не отменял и никогда не отменит живого слова педагога, его участия в судьбе ученика, его влияния и примера. Так что на лекции ходить надо! 


Новая специальность 

Шувалов всю жизнь дружит со словом, учит русскому языку. Сам пишет. Он автор четырех монографий, более 80 статей, нескольких учебных пособий и книг. Всю жизнь он сотрудничает с местными газетами, дружит со многими журналистами. Так что неудивительно, что именно Шувалов стал организатором  создания кафедры журналистики. Вспоминает:  

— Это было неимоверно трудно... И основная трудность состояла в подборе кадров. Я не нашел ни одного преподавателя в Пензе с журналистским образованием. А это большая проблема: невозможно квалифицированно вести спецдисциплины, такие как теория журналистики, жанры журналистики, не обладая специальными знаниями и навыками! Нас выручали журналисты-практики, а позже уже пришлось ориентироваться на собственных выпускников.

Кафедре более 20 лет. И нет в Пензе ни одного СМИ, где не работали бы ее выпускники. 

Второй дом

Институт для Шувалова стал настоящим домом. Его супруга, двое сыновей и обе снохи окончили это высшее учебное заведение. Один из сыновей, как и отец, посвятил жизнь преподаванию. Владимир Иванович Шувалов, доктор исторических наук, профессор кафедры «Всеобщая история и обществознание» ПГУ. Жена младшего сына — Лада Николаевна Живаева — преподает на кафедре «Теория и методика дошкольного и начального образования».

— Даже мое личное счастье началось в вузе, — улыбается Иван Федорович. — С будущей супругой, Александрой Петровной, я познакомился здесь. В разные годы она занимала разные должности. В последнее время работала  методистом  со студентами-заочниками. Здесь, в институте, протекала наша основная жизнь. И дома у нас часто собирались друзья — коллеги по кафедре и факультету. Сыновья росли в особой, можно сказать, вузовской  среде. Это и определило их выбор. Правда, младший окончил институт в 90-е годы, когда на преподавательскую зарплату прожить было очень сложно, и он решил податься в бизнес. Но для меня важнее, что он нашел себя. Спутниц жизни сыновья тоже встретили здесь же, в стенах пединститута. Так что все важные для семьи моменты связаны с этим местом. И я очень рад, что учительская традиция в нашей семье сохраняется.

Задумываясь о том, как могла повернуться жизнь, не стань он известным профессором, Иван Федорович говорит, что любовь к русскому языку так или иначе стала бы его путеводной звездой. Скорее всего, вернулся бы в село и работал бы в родной школе. В другой сфере он себя представить не может.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER