Пензенский писатель Борис Шигин рассказал о новой книге, критиках и заработке в сети
Пишут больше, читают меньше
– Борис Владиленович, совсем недавно у вас вышла новая книга. О чем она?– Начну с того, что некоторую роль в ее появлении сыграл мой интерес к астрологии. Дело в том, что я родился в год Дракона – в 1952 году. Так вот, для себя решил, что 2024-й – это как раз то самое время, когда можно воплотить в жизнь ранее казавшиеся неприступными задумки. Одна из них была связана с изданием книги стихов «Избранное» (16+). Тем более и возраст уже позволяет подводить некоторые – надеюсь, промежуточные – итоги творческой деятельности. Все получилось, книга увидела свет. Однако у нее есть одна замечательная и даже удивительная особенность – книгу составлял, то есть отбирал произведения в нее, не я, а известный московский литературный критик Александр Балтин. Это позволило мне уйти от субъективизма в оценке собственных произведений, а получившуюся в итоге книгу с полным правом можно назвать «Мое «Избранное», составленное не мной».
– Вы хотите сказать, что не спорили с критиком и не отстаивали то или иное свое творение?
– Разногласия, конечно же, были. Но большими я их назвать не могу. Кстати, в книгу также вошли размышления литературоведов и критиков, которые в разные годы писали о моих стихах. Зачем я это сделал? Дело в том, что сегодня, когда писателей стало почти в двадцать раз больше, чем их было во времена СССР, к сожалению, очень трудно найти человека, хорошо разбирающегося в литературе. А ведь именно критика во многом помогает развиваться поэту или прозаику.

– Количество людей, причисляющих себя к славной писательской когорте, растет год от года, поскольку возможностей для публикаций стало больше. Получается, что и количество читающих увеличилось?
– Это не так. Я могу констатировать, что сегодня, несмотря на очевидный рост количества пишущих людей, художественную литературу читают все меньше и меньше, а на тонкости изящной словесности внимание обращают только настоящие ценители. Да, фантастика, детективы, любовные романы и другие творения в «легких» жанрах также являются художественными произведениями. Но возникают вопросы к их уровню.
Очень многое из того, что мы видим в Интернете, можно отнести к низкопробной литературе, в которой больше внимания уделяется развитию действия, где в основном присутствуют глаголы («он сказал», «она сделала» и так далее), а не размышлениям о нравственности, морали, психологии и психике человека. К сожалению, Достоевских нынче мало…
Время рассудит
– Можно ли сказать, что писатели из Интернета вряд ли смогут рассчитывать на заметный след в литературе?– Я далек от мысли ругать Интернет-ресурсы и писателей, распространяющих на них свое творчество, – они являются неотъемлемой частью нашего времени, нашей жизни. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что в данном случае лучшим судьей будет время. Вы же помните, что и в далеком прошлом были писатели, в том числе и в России, написавшие сто и больше романов, но ни об одном из них сегодня никто не помнит. Так что писать, в принципе, можно где угодно, но только история и народная память делают автора настоящим писателем. Не надо стремиться написать «нетленку», нетленным произведение сделает время.

– Статистика свидетельствует, что авторы в Интернете зарабатывают на своих произведениях больше, чем их коллеги, издающие бумажные книги…
– В Сети зарабатывают не только авторы, но и профильные ресурсы на них. А вот здесь видна работа маркетинга в полной мере. Тем более что продаются-то как раз востребованные в дороге или в обеденном перерыве жанры, вдумываться в которые нет необходимости. Исходя из запроса общества рождается и предложение. Окуджава, размышляя о творчестве и об авторах, говорил, что если они почувствовали свою аудиторию, увидели ее, то как авторы они пропали – творец ни в коем случае не должен думать о конечной аудитории, а обязан думать исключительно о своих чувствах и мыслях, которые хочет высказать и выразить.
Тем не менее, как это ни прискорбно, вы правы – книгой очень сложно заработать. Я вспоминаю интервью с Евгением Евтушенко. У него спросили: «Как же так вышло, что вы, один из последних великих русских поэтов, живете и работаете в Америке?» Он ответил, что за последнюю книжку в России ему предложили всего 500 долларов, прожить на которые нельзя. А там он получал 3 тысячи долларов, читая лекции о русской литературе. Вспомните и историю Пушкина, который после своей смерти оставил долгов на сумму более 135 тысяч рублей. Нет, литература не кормит.
Слово за читателем
– Кто такой писатель в правильном понимании этого слова? Может ли им называться графоман, из-под пера которого выходит несколько сотен произведений в год?– В принципе, писателем можно назвать любого пишущего человека. Но все-таки, по моему убеждению, это звание человеку должны присваивать читатели, а не он сам. Если творчество повлияло на общество в целом или хотя бы на малую его часть, если от прочитанного что-то отложилось и изменилось в душе и мыслях, то да, этого человека можно назвать писателем. И для этого совсем не надо писать что-то ежедневно, всего один роман может остаться в памяти на века. Надо понимать, что если человек родился с талантом, то он от него уже никуда не денется. Но таких только единицы.
Критерий с мурашками

– Можно ли сказать, что ситуация в мире и в стране наложила отпечаток на творчество писателей?
– Без сомнения. Но вначале я отмечу еще одну поразительную особенность – меня приятно удивляет то, что люди не перестают писать! В наш журнал «Сура» практически ежедневно со всех уголков страны присылают романы, стихи, повести и так далее. При этом авторы даже речи не заводят о гонорарах. Да, как главный редактор я вижу, что сейчас литературного творчества патриотической направленности стало гораздо больше, в основном оно очень эмоционально, с надрывом. Однако история говорит о том, что самые серьезные и взвешенные произведения появляются только через несколько лет после окончания войны, то есть после того, как эмоции улягутся. Кстати, в каждом номере мы публикуем творчество участников СВО и авторов из новых российских территорий.
– Каким должно быть произведение, чтобы попасть на страницы «Суры»?
– Если говорить совсем просто, то меня в произведении должно что-то удивить. Возможно, историей, или ярким, глубоким русским языком, или удивительным героем, а также необычной поэтикой и своеобразным взглядом на мир. Произведение должно чем-то выделяться из общего потока.
– В этих критериях есть мурашки?
– Обязательно! Хотя, если честно, отношусь я к ним скептически.
Автор: Игорь Польских
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме

В Пензу придет африканский антициклон с жарой до +38 градусов
Об этом рассказала кандидат географических наук Серафима Артемова
Борис Корчевников протестировал Татьяну Куртукову на пензенский диалект
Расскажем, на какие вопросы ответила исполнительница хита «Матушка»
Сердобская больница получила реабилитационное оборудование по нацпроекту
Арсенал медиков пополнился шестью единицами техники
В Пензе меньше половины родителей довольны результатами ЕГЭ своих детей
Меньше трети опрошенных положительно оценивают систему ЕГЭ
Сбер выяснил: предпринимателям, ведущим бизнес с семьёй, необходима поддержка близких и государства
Ко Дню семьи, любви и верности специалисты медиа СберБизнесLive изучили семейный бизнес в России
Пенза принимает финал VI летней Спартакиады молодежи России по скалолазанию
Около 200 спортсменов соревнуются в трех дисциплинах