Энтузиаст пытается спасти деревянные «ресницы» Пензы

Энтузиаст пытается спасти деревянные «ресницы» Пензы

Старая Пенза уходит. Буквально за пару лет на Революционной, Гоголя и других улицах либо уничтожены деревянные дома с ажурными наличниками, либо хозяева безжалостно сорвали деревянные «ресницы» с оконных глазниц и облепили жилища модным сайдингом.

Заглянуть в окошки

Поддерживаемая поклонниками старины идея о создании музея деревянного зодчества под открытым небом, куда планировалось свезти наиболее интересные образцы деревянного зодчества Пензы, увы, так и не реализовалась. Но есть в Пензе энтузиаст, который, не имея возможности спасти дома, сохраняет для потомков хотя бы их элементы, в частности наличники, двери, пилястры, слуховые окна.

Восемь лет назад Михаил Кириков ехал на велосипеде по улице Урицкого. Прямо на его глазах со скрипом, напоминающим стон умирающего человека, рушился дом № 56 (имевший статус «объект культурного наследия»). Ну как рушился? Его целенаправленно рушили. Строение пострадало от пожара, было признано нежилым, поэтому жильцов переселили в многоэтажку.

Михаил, поклонник деревянной Пензы, встретился с хозяевами домов № 53, 56 и выкупил у них восемь наличников, которые стали началом его собрания и выставляются сейчас вместе с другими в помещении архитектурного бюро «ВЕЩЬ!» в инновационном бизнес-инкубаторе Пензы.

Надежда Садовская, жившая ранее в разрушенном доме, стала одной из первых посетительниц выставки.
— Пожалуй, это одна из главных целей экспозиции — дать возможность бывшим хозяевам деревянных домов заглянуть в собственные окошки, — признается Михаил.


Грустная коллекция

Выставить все имеющиеся наличники (а их уже более 40) энтузиаст пока не может. Да и посетить необычный музей (или прообраз музея, как его называет Михаил) можно только по предварительной договоренности. Поэтому основная часть собранных и отреставрированных элементов хранится в гаражах в Пензе и Мокшанском районе.

Если за другие коллекции при поступлении новых экспонатов можно только порадоваться, то в случае с наличниками становится грустно: раз они здесь, значит, еще один деревянный дом Пензы канул в Лету.

— Единственную возможность сохранить частичку истории я вижу в том, чтобы сделать фото и снять наличники, — говорит Михаил.

И все же опускать руки молодой человек не собирается. Он намерен ратовать за включение представляющих ценность деревянных домов (в его списке таких около 20) в реестр охраняемых строений. 

Особенно у Михаила болит душа за дом № 24 по улице Гладкова. Фантазийное кружево отделки становится все неприметнее — дом ветшает.

— Его же нужно спасать! — горячится ценитель истории. — В Коломне законсервировано около 400 домов, активно ставят на учет в качестве охраняемых дома в Саратове, Самаре, Ульяновске.

А в Пензе деревянные дома с неповторимыми резными орнаментами сносят, освобождая место безликим новостройкам. Но на страже архитектурного наследия стоит растущая с каждым годом команда тех, кто пытается сохранить оставшееся.



Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER