Двойное призвание: священник учит детей дзюдо в Сосновоборске

Как дзюдоист сменил кимоно на рясу, но по-прежнему остался верен спорту

Двойное призвание: священник учит детей дзюдо в Сосновоборске

Для одних он – Артем Феликсович, для других – отец Артемий. Мирским именем его называют преподаватели и воспитанники Детско-юношеской спортивной школы Сосновоборска, священническим – прихожане храмов сел Николо-Барнуки и Малая Садовка. Хотя нередко это различие стирается, так как многие юные дзюдоисты и их родители – верующие люди. 

Наставник и друг

Все началось в 2011 году, когда в Сосновоборск из Караганды (Казахстан) переехали супруги Артем и Елизавета Тевосовы. В поселке их приняли, можно сказать, с распростертыми объятиями – оба оказались педагогами.  Елизавета Радифовна – учитель английского языка. Артем Феликсович – тренер, да еще и титулованный: кандидат в мастера спорта по дзюдо и мастер спорта по боевому самбо.

Нового преподавателя ДЮСШ дети полюбили с первого же занятия. Молодой, веселый, энергичный и, чувствовалось, очень добрый. Но и требовательный – дисциплину установил железную. Скоро от желающих записаться в секцию дзюдо и самбо отбоя не было. Родители привозили детей на занятия из самых отдаленных деревень.

Уже в начале следующего года в Сосновоборске впервые за всю его историю прошли соревнования по самбо. Количество учеников у Артема Тевосова, ставшего для них не только наставником, но и старшим другом, выросло до 90 человек. А через некоторое время юные сосновоборские спортсмены начали побеждать и занимать призовые места на межрайонных и областных соревнованиях.

– Я изначально не ставил главной целью любой ценой сделать воспитанников чемпионами, – говорит тренер. – В первую очередь для меня важно, чтобы занятия спортом шли на пользу их здоровью, чтобы они умели за себя постоять и других защитить и при этом оставаться человечными, умеющими разделять добро и зло. 

IMG_2894ff.jpg

Какими судьбами?!

Как-то прихожане Михайло-Архангельского храма Сосновоборска, придя на воскресное богослужение, с удивлением узнали в облаченном в стихарь новом алтарнике (он помогал настоятелю протоиерею Евгению Григину) тренера ДЮСШ.

– Ой, Артем Феликсович, какими судьбами?!

– Да вот так получилось, алтарничаю.

Храм был одним из первых мест, где Елизавета и Артем Тевосовы побывали сразу после переезда в поселок. Супруги начали воцерковляться еще в юности, на волне возрождения духовной жизни в бывшем СССР. Были прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы при единственном женском монастыре Караганды.

– В Караганде много верующих молодых людей, причем они ходят в храм постоянно, а не только на Рождество и Пасху, как часто бывает в церквах Сурского края, – делится ныне клирик Кузнецкой епархии, настоятель Никольского молитвенного дома в Николо-Барнуках и Покровской церкви в Малой Садовке отец Артемий. – Когда мы перебрались в Россию, меня поразило, что прихожане, особенно в сельских храмах, в основном пожилые женщины. Понятно, что молодежь уезжает в большие города, но кто-то же остается… Обидно.

В 2011 году в Сурском крае не хватало священнослужителей. Возрожденная семинария в Пензе приняла первых студентов всего за два года до этого, еще не состоялось ни одного выпуска. Нередки были случаи, когда в священники рукополагали людей, не имеющих специального образования, и они учились пастырскому служению позже.

IMG_2935.jpg
Протоиерей Евгений Григин, увидев, насколько сильна вера Артема, как глубоко он старается вникнуть в суть богослужения, однажды спросил его:

– А ты никогда не думал о священническом сане? По-моему, у тебя получилось бы.

Сам священства не ищи

В тот момент Артему вспомнились слова православного старца схиархимандрита Григория (Давыдова): «Сам священства не ищи, но, если предложат, не отказывайся». Он воспринял это как знак свыше.

– И как-то все само собой сложилось, а точнее, по промыслу Божьему, – вспоминает отец Артемий. – Уже через полгода после переезда я попал на собеседование к митрополиту Вениамину (Зарицкому), занимавшему тогда пензенскую кафедру. Владыка удивился, что я спортсмен, но не увидел в этом препятствий к священству. Лишь пошутил, мол, ты только в спортивном костюме в храм не ходи.

Отец Артемий был рукоположен во священники почти одновременно с поступлением в Самарскую духовную семинарию, где проучился год, а затем перевелся в Пензу.

– Служить у престола Божьего поначалу было страшновато. Боялся что-то сделать не так, ошибиться во время богослужения. Дать прихожанину неправильный совет, опираясь не на учения святых отцов, а на собственный скудный жизненный опыт, – откровенничает батюшка.

IMG_2889.jpg
Воспитанники Артема Феликсовича и их родители замерли в тревожном ожидании: а вдруг ему нельзя будет преподавать в спортшколе? Ведь где дзюдо, а где священство…

Отец Артемий тоже не мог представить, что расстанется с любимыми учениками. К счастью, архиерей благословил совмещать пастырское служение и работу на спортивном поприще. 
Более того, батюшка вместе с отцом Евгением Григиным организовали на территории Михайло-Архангельского храма православный спортивный детский клуб по страйкболу «Архангел», куда, к удивлению священно­служителей, стали записываться и мальчишки-мусульмане.

– Ну, а что в этом такого? – рассуждает отец Артемий. – Ведь в спортшколе я тренирую всех детей, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Да, каждое занятие в нашем клубе начинается и заканчивается молитвой. Ребята, исповедующие ислам, при этом просто спокойно стоят и слушают, никто их креститься не заставляет.

…Господь разными путями приводит людей к священству. Отца Артемия – по дороге, выстланной татами.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER