Что делать, чтобы Пенза не лишилась общественного транспорта

Что делать, чтобы Пенза не лишилась общественного транспорта

В конце 2018 года на новостных лентах в Интернете появилось сообщение, которое мне взорвало мозг: с лета 2019 года весь общественный транспорт в Эстонии станет бесплатным. В столице этой страны Таллине он бесплатный уже с 2013 года. 

Но вернемся в Пензу. Я иногда езжу на работу в троллейбусе №2. На этом маршруте, как известно, сократили кондукторов. Такое чувство, что и сам маршрут скоро отменят. Как уже отменили № 4, 5, 10. И вот на фоне этого предчувствия — Эстония… Да если б только она! Оказывается, с лета 2019 года и Люксембург тоже полностью отменит плату в общественном транспорте (автобусы, трамваи, пригородные электрички), а пока там бесплатно ездят жители до 20 лет. 

А еще есть примеры в городах Великобритании, Финляндии, Австралии, Исландии, Бельгии… Самый свежий — сербский муниципалитет Ягодина. Это как если бы в Пензу задаром катались жители Мокшанского или Бессоновского района. 

Возникает вопрос: а у нас такое возможно? 

А как у них?

Сначала про Таллин. Руководитель представительства Таллина в Евросоюзе Аллан Алакюла в интервью нашим коллегам из «Российской газеты» рассказывал, что все началось с кризиса 2007–2008 годов, когда люди стали экономить даже на транспортных расходах и власти задумались о социальной поддержке. 

Тогда общественный транспорт (ОТ) в Таллине дотировался на 70 процентов (это составляло 10 процентов от годового бюджета). Решили дотировать на 90 процентов. Но где взять деньги? 

Их взяли, когда бесплатный проезд на ОТ разрешили тем местным жителям, которые зарегистрированы в Таллине в качестве налоговых резидентов. За год число таких резидентов в столице выросло на 30 тысяч человек, люди заплатили городу больше налогов, и затраты окупились. И заполняемость ОТ выросла на 10 процентов. 

Еще до нововведения было много критики: мол, бесплатный транспорт — это фантастика, утопия, предвыборный популизм. Пришлось даже проводить общегородской референдум, на котором «за» высказались 75 процентов таллинцев. 

К чему это так подробно? А потому что хочется сравнить с тем, что в Пензе. 

Как ответили нам в городском управлении транспорта и связи, на обслуживание города троллейбусами и автобусами большой вместимости из бюджета на 2019 год выделено более 92 млн рублей. Это составляет 1,3 процента от городского бюджета. Как говорится, почувствуйте разницу: у них — 10 процентов, у нас – 1,3. 


Необходимое условие 

И все же, например, Алексей Власов, который преподает в ПГУАС теорию транспортных процессов, не посчитал вопрос о бесплатном троллейбусе в Пензе наивным или утопическим. И даже объяснил, как это сделать, потому что так поступали в большинстве городов, где это было организовано. 

Оказывается, бесплатный ОТ — это лишь видимая часть айсберга, а «под водой» остается… платная парковка. 
Если ввести платную парковку в центральной части мегаполиса, если «расчистить» дворы от оставляемых на ночь машин, «загнав» их на платные стоянки, то денег, которые получит от этих непопулярных жестких мер муниципалитет, хватит и на бесплатный ОТ. Именно так все это работает в большинстве случаев. 

Запрет бесплатной парковки в центре города и в спальных многоэтажных районах — это необходимое условие, но не достаточное. А еще нужно по-прежнему вкладываться в обновление автобусов и троллейбусов, выделять отдельные полосы для ОТ, устанавливать приоритет движения для ОТ на перекрестках. 

И, быть может, когда перед человеком встанет вопрос: ездить на работу на личном авто или воспользоваться бесплатным автобусом-троллейбусом, дилемма будет решена в пользу автобуса-троллейбуса. 

Как бонус тут и снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, и появление в наших дворах мест для детских игр, и мир между автомобилистами и «безлошадными» бабушками. 

Процесс идет 

Возможна ли такая парковочная революция в Пензе?
 
Недавно проходила вечером возле новых домов на улице Ворошилова. Все дворы, «затылок в затылок», заставлены машинами. Это нечто! Представляю, сколько будет недовольства, если тронуть этих автовладельцев! 

Но Алексей Власов считает, что «трогать» все равно надо. Почему? 

Мировой опыт свидетельствует, что если все пущено на самотек, то рано или поздно складывается ситуация, когда общественным транспортом пользуются лишь 15 процентов жителей. И города встают в пробках.

Если вводить парковку, полосы для ОТ, велодорожки и так далее, то показатель вырастает до 35 процентов. Выше, как правило, в современном мире уже не бывает. 

Отсюда следует, что и Пенза в эти 15 процентов когда-нибудь упрется. 

По мнению Власова, из-за уменьшающегося числа пассажиров со временем могут обанкротиться даже частные компании-перевозчики, которые обслуживают регулярные маршруты на «газелях» и которым город не платит. Ну то есть Пенза вообще может остаться без ОТ. 

И банкротство МУПа «Пензенские пассажирские перевозки», кстати, вписывается в этот процесс. Это был первый звонок… 

Вам кажется, что Пенза к этому еще не готова? Еще рано? А между тем, по данным Росстата, наш регион уже догоняет по количеству автомобилей в личном пользовании на 1000 человек населения Москву, которая давно погрязла в пробках. 


Мнение горожан

А вы хотели бы бесплатный транспорт в Пензе? 

Елена Черлянцева, правозащитница:  
— Мой старший сын два месяца жил в Норвегии. Рассказывал, что там в городах люди ходят пешком или ездят на общественном транспорте, такого засилья автомобилей, как у нас, нет. А в дальние поездки отправляются на машинах, которые берут в аренду. Что касается бесплатного транспорта в Пензе, то я против, пусть лучше у людей будет высокая зарплата, чтобы ездить на транспорте столько, сколько им надо.  

Вера Горелова, бухгалтер:
— Я обеими руками «за»! А нельзя, чтобы и парковка была бесплатной? Нет? Тогда утешает то, что уровень загрязнения воздуха в Пензе снизится, и меньше жителей будут заболевать раком.

Александр Кузнецов, таксист:
— Если транспорт будет бесплатным, все массово начнут пользоваться им, как в советское время. Я помню эти набитые народом автобусы и троллейбусы… Нет, сейчас лучше. Пусть все остается на своих местах.

Елизавета Нуйкина, менеджер:
— Считается, что надо откладывать в запас десять процентов своих доходов. У меня не получается. Я как раз десятую часть своей зарплаты трачу на то, чтобы добраться до работы и обратно. Если бы транспорт был бесплатным, у меня были бы ресурсы на создание подушки безопасности. 

Цифры
Из городского бюджета за 6 месяцев 2019 года на выполнение муниципального заказа по перевозке граждан троллейбусами выделено 52 миллиона рублей. На компенсацию выпадающих доходов при перевозке льготников автобусами большой вместимости — 40 миллионов на весь 2019 год.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER