Артем Самохин: «Мой Гамлет — это Карандышев»

Артем Самохин: «Мой  Гамлет —  это Карандышев»

К Дню театра, который отмечается 27 марта, мы приурочили разговор с одним из ярких представителей молодой части труппы Пензенского драматического театра.

30-летний Артем Самохин сегодня занят в 29 спектаклях. Играет в «Бесприданнице» и «Снежной королеве», в «Последней жертве» и «Люксе № 13», в «Куклах» и «Приключениях Бонифация»... 

Очень большой резонанс у публики вызвал спектакль «Одиноким предоставляется… крыша». В центре постановки бывший изобретатель, ставший бомжом, отчаянно ищущая свое счастье сотрудница ДЭЗа и 13-летний мальчуган Мирослав, родители которого так заняты своей работой, что почти позабыли о ребенке. Этого парнишку как раз и сыграл Артем Самохин. 

Когда эти три человека встретились, то казалось, что их мечтания вот-вот сбудутся. Но ничего не случилось. Их история вызвала настолько сильный отклик, что многие зрители плакали. Всхлипы были слышны из разных уголков зала…

— «Крыша» — очень драматичный спектакль, — говорит Артем, — но, если честно, поначалу я в него не верил. Особенно, когда мне объявили, что буду играть 13-летнего пацана. Изображать взрослому ребенка? Слишком фальшиво. Поэтому я играю самого себя в данных обстоятельствах, вернее — в обстоятельствах персонажа. В итоге постановка и мне запала в душу…

С самого начала

Артем стремителен и уверен в себе. Он не вошел, а влетел в двери театра и поспешил в гримерку, на второй этаж. Правда, время от времени оглядывался, не отстал ли корреспондент. Вбежав в свою комнатку, Артем уселся на стол — вот теперь можно начинать разговор. 

— Почему вы решили стать артистом? 
— Это был спонтанный выбор, ни в какие театральные студии или кружки я не ходил. Единственное, что меня связывало с искусством, — музыкальная школа. Играл на классической гитаре, джазовой электрогитаре, фортепиано.

Я подавал документы в Саратовский театральный институт на актерское отделение и с первого раза поступил — к народной артистке Римме Ивановне Беляковой. 

Что повлияло на выбор профессии? Возможно, фильмы режиссера Алексея Балабанова, прежде всего «Война». 
Родители, будучи абсолютно демократичными людьми, никогда не вмешивались в мои решения. Зато они много раз ходили в театр, когда мы там играли «дипломники», часто приезжали в Пензу, когда я начинал здесь работать. Видели все мои знаковые спектакли: «Куклы», «Позднюю любовь», «Бесприданницу». 

Почему не в Москву?

— Как попали в труппу пензенской драмы? 
— Сергей Владимирович Казаков приезжал в Саратов, смотрел дипломные спектакли и предложил нам, девятерым однокурсникам, переехать в Пензу. Я раздумывал недолго и согласился. 

— Но все едут в Москву, стараются зацепиться там…
— В Москве пришлось бы крутиться и вертеться. А получится или нет — непонятно. Поэтому Пензу выбрали те, кто хотел заниматься именно профессией — играть в театре. На сегодняшний день лишь один из приглашенных вернулся в Саратов, да и то по семейным обстоятельствам. 

Мы с однокурсниками начинали уже в новом здании театра. Первый спектакль, который репетировали, — «Куклы» с режиссером Валерием Беляковичем. Спектакль сложный, мне до сих пор непросто его играть. И эмоционально, и психологически, и даже физически. Причем у меня там небольшая роль. Но просто помимо текстов в спектакле много всего: танцы, передвижения. То есть тексты — это не всегда самое сложное.

— Еще один тренд — телесериалы. Вы не планируете в них сниматься? 
— Для этого опять-таки нужно ездить в Москву, ходить по киностудиям, тусоваться. Я же на данный момент живу ради семьи, и мне просто некогда этим заниматься. 

— Ваша жена тоже актриса?
— Нет. 

— Но она пензячка?
— Да.

— Получается, что здесь вы нашли работу, любовь. Здесь родилась дочка Аксинья. Квартиру вам дали двухкомнатную. Это то, чего вы ждали от Пензы?
— Пока это не наша квартира, а служебное жилье, но через пять лет ее можно будет приватизировать. Квартира получена благодаря губернаторской программе, и для нас она важна, потому что с нашей зарплатой заработать на квартиру невозможно. 


Кардиограмма роли

— Молодые люди, как правило, приветствуют новаторство. Вы хотели бы сыграть, например, у Кирилла Серебрянникова?
— Раньше хотел, а сейчас нет. Все эти голые тела… В данный момент подобная эстетика выходит за грани моего понимания жизни.

— А что насчет роли-мечты? Гамлет? 
— Я сыграл роль, о которой мечтал. Это Карандышев в «Бесприданнице» Александра Островского. Нельзя сказать, что Карандышев мне нравится как человек. Наоборот, он мне неприятен. Но меня заинтересовала сама модель его отношений с миром, кардиограмма роли… 

В одном из монологов Карандышев говорит, что хочет повеситься. И если после этого публика аплодирует, я понимаю, что все получилось. И тут дело не в самолюбии. Аплодисменты — это та планка, которую я сам для себя поставил и должен ее достичь.
 
— У вас есть, что называется, «свой» режиссер?
— В данный момент я репетирую в постановке одного из моих любимых режиссеров — это Саша Баркар. Мне нравится его театр, так как там все сделано через режиссерскую форму, через жесты. Я за такой театр. Кстати, «Бесприданница» тоже его спектакль. 

Зачем кочан капусты? 

— У музыкантов есть так называемая «зеленка» — последний концерт гастролей, когда все подкалывают друг друга прямо на сцене. У театральных артистов есть подобная «зеленка»?
— Конечно! На Новый год, с 21 декабря по 9 января, мы играем по три сказки в день. И когда понимаешь, что уже все идет «на автомате», то начинаешь сам себя веселить. 

В «Снежной королеве» я играл Гусеницу, которая в определенный момент ест яблоко, а цветок Пион отбирает это яблоко и выбрасывает в зал. Я выдумывал разную дуристику: покупал вместо яблока кочан капусты, выходил на сцену с большим окороком, оставшимся от спектакля «Кот в сапогах». Но, конечно, грань не перехожу, чтобы не шокировать публику. Главное – разыграть партнера. 

— Артем, вы уже девять лет на сцене Пензенского драмтеатра. В 2011 году получили приз «За лучший дебют». Что дальше? О чем мечтаете?
— Хочется попробовать себя в иной роли. Например, можно поработать помощником режиссера. На плечах этого человека лежит весь процесс спектакля. Мне интересно.

Гастроли — одна из самых главных причин, приведших меня в театр. Я люблю ездить и смотреть мир. Был в Москве, Калуге, Владимире, Будапеште, в Израиле. Даже когда мы с театром выезжаем в Кузнецк, для меня это кайф.

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное