150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера

Он родился в Пензе за два десятилетия до появления кинематографа 

150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера

Два главных события блистательной и трагической судьбы Всеволода Мейерхольда случились в феврале: 9 февраля 1874 года он родился, 2 февраля 1940-го погиб. В 2024-м году исполнилось 150 лет со дня его рождения.

Всем известно, что Всеволод Мейерхольд – реформатор театра, гений  театральной режиссуры. Но мало кто знает, что он сыграл огромную роль и в зарождении советского киноискусства.
Мейерхольд помог российскому кинематографу сделать немыслимый прыжок от старого дореволюционного кино к новому, авангардному. Другой наш великий земляк – кинорежиссер Всеволод Пудовкин – считал, что «Мейерхольд в своей работе довел театр до той грани, на которой непосредственно начинается кинематограф».

Так что от реалистического театра Станиславского до революционного кино страны Советов всего два шага – и между ними Всеволод Мейерхольд.

Создатель нового театра

62149c8d4e1c4b55487127ba.jpg

Мейерхольд родился за два десятилетия до появления кинематографа. В родном городе Пензе он впервые вышел на театральные подмостки, вкусил первую славу как актер-любитель. 

Студент юридического факультета Московского университета, он вскоре перешел в музыкально-драматическое училище. Его учителями были основатели Московского художественного театра – Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. 

Но усвоив азы реалистического театра, Мейерхольд понял, что реализм не для него. И пошел своим путем.

Поначалу, как и у всех представителей «смежных искусств», отношение к кино у Мейерхольда было пренебрежительным. «Имея несомненное значение для науки, – писал он, – кинематограф, когда его притягивают к служению искусству, чувствует свою беспомощность…».

Искусство за гранью

eddccc446f63871ab19abbe676f1abe4.jpeg

Однако вскоре он сам «притянулся» к молодому искусству кино, понял его огромные возможности.  

Когда Мастеру впервые предложили снять фильм, он написал: «Мое отношение к существующему кинематографу крайне отрицательное. Расследовать способы кинематографии, неиспользованные, но которые в ней таятся, – моя ближайшая работа. Через неделю я приступаю к съемке «Портрета Дориана Грея». Сценарий написал я сам: в нем все распределено на ряд областей. Актеру – диалог, указания – режиссеру, художнику и осветителю. Такая партитура необходима. Свою работу я издам как образец сценариев».

«Портрет Дориана Грея» вышел в 1915 году. В 1917-м Мейерхольд снял еще один фильм – «Сильный человек», в котором также выступил режиссером и актером.

Увы, картины не сохранились. Увидеть «живого» Мейерхольда можно только в блестящей роли сановника в фильме «Белый орел» Якова Протазанова, созданном уже в послереволюционные годы. 
Но своей практической работой Мастер привнес в кино высокую культуру театра, систему осмысленного художественного процесса работы. 

Однако тема «Мейерхольд и кино» приобретает безграничный размах, если говорить о его учениках.

Блистательные ученики

fotoportret-mejerholda-vs.e.-v-zhizni-1930-e-gody-s-avtografom-hudozhnika-n.a.-sokolova.jpg 

Кинематограф советской России 20-х годов ХХ века историки признали самой яркой страницей в истории кино, его «золотой эпохой». Смелые эксперименты, яркая новизна киноязыка, невиданные кинематографические открытия потрясли мир. 

У истоков этого кинематографа стояли кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Иван Пырьев, кинодраматург Евгений Габрилович, актеры Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Сергей Мартинсон, Михаил Жаров, Борис Тенин, Алексей Консовский, Евгений Самойлов… И все они были учениками Всеволода Мейерхольда! Занимались в его московских и питерских мастерских, играли в его театрах. В их творчестве, перенесенном на почву кинематографа, преломились и обогатились уроки Мастера. 

Кинорежиссер Григорий Козинцев говорил: «Настоящие ученики Мейерхольда работают не в театре, а в кино. Советская кинематография научилась у гениальных работ Мейерхольда гораздо большему, чем советский театр. Люди, которые сидели на школьной скамье у Мейерхольда, в советской кинематографии очень верно и радостно держат флаг своего учителя».

Именно кинематографисты назвали Мейерхольда: «Всеволод – большое гнездо», отец советского кино. Они безоговорочно признавали ведущую роль Мейерхольда в преображении российского кинематографа. 

Биомеханика в кино

Мейерхольд памятникааа.jpg

«Для экрана нужны особенные актеры. Прекрасные артисты драмы, балета часто для кинематографа непригодны совершенно», – писал Мейерхольд. 

Его школа актерского тренинга, «биомеханика», кажется, была создана для актеров кино. Острота и выразительность формы, ее тесная связь с содержанием, четкое построение игры в пространстве и времени – все это было совершенно необходимо актерам раннего советского кинематографа. 

Именно актеры школы Мейерхольда оказались наиболее пригодными для расцвета реалистического кино. Полвека верно служил кинематографу выдающийся комедийный актер Игорь Ильинский, звезда фильмов «Волга-Волга», «Карнавальная ночь» и многих других. 

Выпускник первого набора мастерской Мейерхольда Эраст Гарин – король в «Золушке», Подколесин в «Женитьбе», жених в «Свадьбе» – служил в кино 45 лет.

Сергей Мартинсон, в ранние годы ведущий актер Мейерхольда, почти 60 лет снимался в кино. В его багаже около 80 киноролей: с «Похождения Октябрины» начала 20-х до «Приключений Шерлока Холмса», «И жизнь, и слезы, и любовь…» начала 80-х годов.

Но главным проводником влияния Мастера на кинематограф был великий Сергей Эйзенштейн – автор легендарного фильма «Броненосец «Потемкин». 

Первые шаги в качестве режиссера Эйзенштейн сделал у Мейерхольда. Для дебютного спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» снял первый фильм – небольшой киноролик «Дневник Глумова». Всю творческую жизнь был нераздельно связан с Мастером. 

Ученики Мейерхольда

Ильинский_Карнавальная ночь.jpg 

Режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Иван Пырьев. 

Кинодраматург Евгений Габрилович.

Актеры: Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Сергей Мартинсон, Михаил Жаров, Борис Тенин, Алексей Консовский, Евгений Самойлов.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное