13 пензенских добровольцев стали сестрами и братом милосердия

Казалось бы, понятие «сестра милосердия» ушло из современного обихода и осталось где-то в XIX–XX веках. Однако такие люди есть и сейчас.  Более того, это движение в нашем регионе существует 20 лет. А совсем недавно прошло посвящение новобранцев в храме Пимена Угрешского в Пензе

13 пензенских добровольцев стали сестрами и братом милосердия

Добровольцы прошли специальные курсы, проводимые Пензенской епархией. Их посещали несколько десятков человек, но до финиша дошли только 13: один брат и 12 сестер милосердия.

В мирской жизни они обычные люди – парикмахер, строительный эксперт, юрист, бухгалтер. А в свободное от работы время ухаживают за подопечными пензенского онкоцентра, домов престарелых и богадельни при Пензенском Троицком женском монастыре, а также в прифронтовых госпиталях и пунктах временного размещения беженцев в зоне СВО, осуществляют уход за немощными на дому.

Ее путь – служение 

Ирина Лопатова – старшая сестра милосердия. Десять лет назад она приехала в Пензу из Казахстана, здесь живет вместе с сыном. Раньше была преподавателем, теперь работает бухгалтером.

Ирина – прихожанка храма Петра и Февронии. Два года назад случайно увидела объявление о наборе на курсы сестер милосердия, записалась, а в феврале стала участницей первого потока.

Курсы состояли из двух частей – теоретической и практической, их вели специалисты центра больницы святителя Алексия в Москве. Практику организовали в богадельне женского монастыря.

– По окончании получили сертификаты уходовых сестер. То есть мы не лечим: не делаем уколы, не даем таблеток. Мы облегчаем страдания человека и налаживаем его быт, – рассказала Ирина.

В первую командировку Ирина поехала весной прош­лого года в Северодонецк в ЛНР.  Здесь пензенцы помогали местному населению, затем трудились в госпиталях в Белгороде, Курске.

2025-07-31 12.21.13.jpg
К таким поездкам подготовиться морально заранее невозможно. Когда видишь человеческое горе, страдание, невольно начинаешь переживать, сочувствовать. Но нужно брать себя в руки и помогать.

– Перед каждым приходом в госпиталь я всегда иду в храм на службу, и становится легче. Ты несешь веру в себе, и она дает тебе силы и любовь к ближнему, – делится эмоциями старшая сестра милосердия.

Также она успевает вести работу в Пензе. Бывает в паллиативных отделениях при областном онкодиспансере, в госпитале ветеранов. Вместе с другими сестрами совершает прогулки с подопечными Мокшанского детского дома-интерната. Сестры откликаются и на частные заявки тех, кто звонит на федеральную горячую линию сестер милосердия.

Всего на данный момент в службе трудятся 32 сестры милосердия и один брат.

– Если бы еще два года назад мне кто-то сказал, что я буду сестрой милосердия, не поверила бы, – делится мыслями Ирина Владиславовна.

Брат милосердия

Максим Муратов осознанно пришел к вере. Он, супруга Елена и две дочери, которые, кстати, поют в церковном хоре, – прихожане храма Вознесения Господня. 
В светской жизни Максим – строительный эксперт, его супруга – юрист. Полтора года назад он увидел объявление в своем храме о наборе на курсы сестер милосердия. Зимой прошлого года вместе с женой прошли курсы, практику и стали помогать людям.

2025-07-31 12.21.09.jpg
– Мне безусловно помогает вера в Христа, и наша дея­тельность – это также его прославление. Мое решение было взвешенным и осознанным. Вместе с Еленой мы за последние полтора года побывали в Северодонецке, работали в госпиталях Курска, Белгорода, в пунктах временного размещения беженцев.  По 10 дней трудились там практически круглосуточно, потом возвращались в Пензу, – рассказывает Максим Муратов, куратор сестер и братьев милосердия. – Мы облегчаем физические страдания людей. Порой им даже от одного доброго слова становится легче. Ради этого стоит продолжать служение.

Там я чувствую себя на своем месте 

Парикмахер Елена Александрова тоже не смогла остаться в стороне, когда увидела объявление о наборе на курсы. С начала специальной военной операции она не раз слышала от своих клиентов истории о мужьях и сыновьях, которые ушли на фронт.

Елена поняла, что тоже хочет хоть как-то помогать. Теперь она каждые полтора месяца выезжает в госпитали к бойцам, ухаживает за ранеными, а еще бесплатно стрижет их. 

2025-07-31 12.21.05.jpg
– Я многодетная мать, у меня три дочки, есть внук. Я не могу оставаться безучастной, когда чей-то сын-боец нуждается в помощи, – говорит Елена Александрова.

Ее первая командировка также была в Северодонецк, затем пошли госпитали. На них она и сосредоточилась.

Каждый раз, возвращаясь домой после трудной командировки, Елена Владимировна дает волю эмоциям и тихо плачет, а потом идет в храм, ставит свечу и молится о здравии всех бойцов. И в Пензе Елена старается откликаться на просьбы о помощи. Взяла под патронаж многодетную семью, где растут семь детей, пятеро из которых – сыновья. Каждый месяц стрижет их всех.

Прочитав истории сестер и брата милосердия, невозможно остаться равнодушным. Уверены, кто-то обязательно пойдет по их пути.

Автор: Екатерина РАЦ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER