«Золотой цыпленок» в его судьбе
Артисту театра «Кукольный дом» Андрею Каваеву недавно исполнилось 50, но выглядит он намного моложе. А чего ждать от человека, который больше 23 лет «играет в куклы»?
Дело, конечно, очень серьезное, требующее мастерства и стопроцентной отдачи, но все же сказочное. И как люди выбирают такие профессии?
— В юности я жил в Свердловске. В 1980 году после окончания школы решил поступить в театральное училище. Но на «драму» был очень большой конкурс, и я, недолго думая, перешел на «куклы».
Вот так обычно люди попадают в необычный мир. После окончания училища Каваев несколько лет работал в Свердловске, Новоуральске, а потом переехал в Пензу, на родину отца и матери. Сразу пришел к Владимиру Бирюкову, художественному руководителю «Кукольного дома». Тот только глянул на его чудесное доброе лицо, лукавые глаза — и сразу взял в труппу.
Вот чьи-то желания исполняет золотая рыбка, а у Андрея был волшебный «Золотой цыпленок» — так назывался его первый спектакль, который и по сей день в репертуаре, хотя минуло 17 лет.
Смех, да и только
А сколько за это время сыграно котов, собак, попугаев, тигрят и зайчиков! Все роли, как правило, смешные.
— Андрей — блистательный, острохарактерный артист, с хорошим чувством юмора, обаянием, энергетикой, — говорит о нем Владимир Бирюков.
Никто так, как он, не может развеселить публику. С первых его реплик в зале раздается смех. Зрители, особенно взрослые, запоминают яркого артиста: во многих спектаклях существует «открытый план», где актеры наравне с куклами являются действующими лицами.
— Я знаю, что нравлюсь, что потешный, — улыбается Андрей. — На днях сажусь в маршрутку, мне тут же передают пригоршню мелочи. «Меня, что ли, ждали?» — спрашиваю, и все пассажиры расхохотались. Или недавно пришел к врачу, а доктор, увидев меня, сразу захихикала. Оказалось, она меня видела в каком-то спектакле. «Вы такой смешной», — говорит. Вообще, у меня много поклонников, узнают на улицах, приветствуют. А я человек общительный, с удовольствием разговариваю со всеми.
Куклы — как люди
Кукол Каваев называет живым инструментом. Необходимо только вложить в него душу, наделить характером, привычками, чувствами. Правда, это не так уж легко. Как, скажите, представить, какой характер у медведя? Вместе с режиссером придумывают образ, Андрей добавляет свои черточки, наблюдая за поведением людей на улицах — у нас хватает и «медведей», и «медвежат».
Нелюбимых ролей, так же как и кукол, у актера нет:
— Если режиссер сказал: «Будешь играть ежика», значит, будешь играть. И постараешься сделать все возможное, чтобы роль получилась — нравится она тебе или нет. В этом и состоит профессионализм. И хотя порой бывает тяжело, мысли уйти из театра меня не посещают. Мое место — здесь.
Тот, кто думает, что труд кукольника легкий, ошибается. Играть по три-четыре спектакля в день, держа в руках тяжелую куклу, само по себе непросто, а ведь надо еще отдавать публике свои эмоции. Сыграть, а не просто проговорить текст. Да и как схалтурить, если на тебя завороженно смотрят дети?
Игры во сне
Театр не отпускает никогда, даже ночью.
— Всем актерам часто снятся сны, будто во время спектакля они забыли слова, — рассказывает Андрей. — Просыпаешься в панике. На самом деле таких ситуаций на сцене не бывает. Если запамятовал текст, начинаешь импровизировать.
Зато на сцене случаются другие неприятности. Например, кто-то из актеров может уронить на партнера куклу, которая порой имеет значительный вес.
— И вот падает на тебя такая «кувалда», а ты только вышел, тебе еще играть целый спектакль, а голова гудит и зубы шатаются, — рассказывает Андрей. — Так что всякое бывает. В спектакле «Жили-были» я раздаю зрителям настоящие пирожки. Они лежат на подносе под салфеткой. Однажды мой партнер в запале так резко ее сорвал, что все пирожки разлетелись по сцене, как гранаты. Три штуки я поймал и все-таки передал в зал.
Со своим театром Андрей побывал на гастролях, фестивалях и конкурсах в разных городах России и разных странах — Сербии, Польше, Иране. Везде зрители принимают пензенских артистов очень хорошо.
В Сербии на XVII Международном фестивале театров кукол международное профессиональное жюри присудило Андрею Каваеву и Антону Некрасову призы в номинации «Лучшая актерская работа» за спектакль Владимира Бирюкова «Жили-были…». Эта награда не единственная — премий и дипломов в жизни Каваева немало.
— Конечно, это приятно, но загордиться нет оснований. Главное для меня — удовлетворение в работе.
Автор: Галина ИСАЙЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru

Семьи Пензенской области показали, как работают в команде
Туристический слет мы вместе прошел в третий раз
В Каменке после вмешательства прокуратуры музей оборудуют пандусом
Надзорное ведомство проконтролирует исполнение решения суда
На Мальдивах планируют провести фестиваль подобный пензескому
Иностранцев заинтересовал гидроавиаслет «Крылья Спутника»
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам