Жители пензенского села вынуждены вызывать такси, чтобы купить лекарства
У пенсионерки Анастасии Сурдиной разболелся зуб. Мучилась неделю: полоскала, лечилась народными средствами. Слава богу, утих. Нет, стоматологов бабушка не боится. Ее пугают траты: чтобы попасть в поликлинику в райцентр, за 20 километров, надо заплатить 800 рублей (стоимость поездки на такси туда и обратно). С пенсией в 11 тысяч не накатаешься…
Как ни крути, а ехать надо
– Хорошо еще, что в Пановке есть ФАП. И фельдшер – местная, из нашего села. Нам с ней очень повезло: в любое время дня и ночи можем обратиться. А то бы не знаю, что и делали, – признается пенсионерка. – Магазины продуктовые в селе есть: хлеб, крупу, сахар – все тут покупаем. Но за обувью и одеждой, как ни крути, в райцентр надо ехать. И за лекарствами. Без транспорта, конечно, плохо.
Детей из Пановки забирает на учебу школьный автобус. А взрослые выкручиваются, как могут.
В центре села красуется автобусная остановка. Но вот уже несколько лет как она служит бесполезной декорацией.
– Ну нельзя же так! – кипятится местный житель ветеран-«афганец» Андрей Быков. – Я переехал сюда из Пензы 20 лет назад – потянуло на малую родину. Люблю эти места, природу, сельскую жизнь. Но никак не ожидал, что стану здесь затворником. Почему нельзя хотя бы раз в неделю, в базарный день, пустить автобус до райцентра? Вот у меня, например, корова. Молоко, сметану, творог мы с женой могли бы продавать в Колышлее. Да мало ли по каким делам человеку надо из села выбраться! Школьникам к бабушкам-дедушкам как приехать на каникулы? Молодые потихоньку переселяются. Последовать их примеру? В Пановке еще сохранилось стадо – 36 голов. Ну уедем мы в город к детям. А кто будет картошку сажать и коров держать?
Не только пановцы вынуждены вызывать такси. Голицыно, Давыдовка, Плещеевка, Никольск — несколько деревень в этом направлении оказались в такой же ситуации.
Состояние дороги до населенных пунктов для перевозчиков – дополнительный минус. Добираясь до Пановки, водитель редакционной легковушки предпочел свернуть на проходящую параллельно грунтовку, потому как основная заасфальтированная магистраль уж больно ухабиста.
Ау, перевозчики!
Запрос, посланный в район, отчасти прояснил ситуацию. Мы получили ответ за подписью замглавы администрации района Юрия Чугунова. Корень зла, по его словам, в невозможности найти перевозчика.
«Неоднократно проводимые конкурсные процедуры по определению перевозчиков как по регулируемым, так и по нерегулируемым маршрутам результата не дали», – сообщил он.
Последний конкурс провели 6 июня. И снова тишина – ни одной заявки.
Примечательно, что как-то раз (несколько лет назад) удалось заполучить автобус на этот маршрут. Но вскоре он ходить перестал: пассажиропоток оказался крайне низким.
Что касается дороги, то на той самой, ухабистой, до Плещеевки, весной провели ямочный ремонт. А короткий отрезок до Пановки (владение муниципалита) пока в хорошем состоянии.
Но, как мы поняли, дело даже не в ухабах. А в том, что общественный транспорт посылать в небольшие отдаленные села вообще нерентабельно. Так что же, и выхода нет? И пановцы вместе с товарищами по несчастью обречены, фигурально выражаясь, ездить в булочную на такси?
Хотели сэкономить

– Выход можно найти, – уверен замминистра цифрового развития транспорта и связи Пензенской области Алексей Мещеряков. – Районную администрацию мы не раз пытались понудить заняться этим вопросом. Теперь в дело вмешалась районная прокуратура. Раз маршрут экономически невыгоден, проблему приходится решать за счет бюджетного финансирования. А в районную казну на эти цели закладывается гораздо меньше, чем необходимо. Неудивительно, что не находится желающих заключать контракты.
Чтобы частнику было выгодно возить пассажиров, нужно, чтобы салон заполнялся на 80 и более процентов. Такое возможно в пригородных селах, а в отдаленных от райцентра ждать этого не приходится.
Сегодня каждый район самостоятельно решает вопрос с обеспечением своих населенных пунктов транспортом. Благоприятная ситуация в этом плане сложилась в Каменке. Здесь на маршрутах и муниципалы, и частники. Бессоновке тоже повезло – здесь межмуниципальные маршруты закрывают значительную часть пассажиропотока. Но многим районам проблему приходится решать, увеличивая расходы бюджета.
Выходит, в Колышлее элементарно решили сэкономить?
После вмешательства прокуратуры ситуация может сдвинуться с мертвой точки. Но что-то подсказывает: в автобус будут садиться от силы 5–7 пассажиров. И все вернется на круги своя.
Вероятно, нужны детальный анализ транспортной ситуации в селах области и какая-то программа на его основе. Или же эффективный алгоритм решения проблемы, который будет обязана применить каждая районная администрация. Иначе сохранить на карте области деревни и села, куда не ходят автобусы, будет значительно сложнее.
Автор: Лариса РЯБИНИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru

Концерты в Пензе в апреле 2025: Настя Крайнова (экс-«Тутси»), Олег Погудин и еще 12 звезд
Публикуем даты и цены
Сбер и R-Vision усилили сотрудничество для киберзащиты российских компаний
Доступ к платформе безопасности для всех российских компаний предоставляется бесплатно
Сбер: кража средств мошенниками с записью голоса или фото жертвы технически невозможна
Основные риски обусловлены человеческим факторомДомклик: Каждая вторая сделка клиентов с недвижимостью в Сбере проходит за свои средства
Сбер поддержал выделение средств ФНБ на магистраль Москва-Петербург по «депозитной схеме»
Станислав Кузнецов: Требуется глубокая проработка законодательного закрепления обязанности по борьбе с дропами для всех банков
Креативные специалисты в России зарабатывают на 42% больше среднего