Жители пензенского села вынуждены вызывать такси, чтобы купить лекарства

Детей из Пановки забирает на учебу школьный автобус. А взрослые выкручиваются, как могут 

Жители пензенского села вынуждены вызывать такси, чтобы купить лекарства

«Безлошадные» жители Пановки Колышлейского района в последние годы ездят в райцентр исключительно на такси. Деваться им некуда: общественный транспорт не ходит сюда уже больше 10 лет.

У пенсионерки Анастасии Сурдиной разболелся зуб. Мучилась неделю: полоскала, лечилась народными средствами. Слава богу, утих. Нет, стоматологов бабушка не боится. Ее пугают траты: чтобы попасть в поликлинику в райцентр, за 20 километров, надо заплатить 800 рублей (стоимость поездки на такси туда и обратно). С пенсией в 11 тысяч не накатаешься…

Как ни крути, а ехать надо

– Хорошо еще, что в Пановке есть ФАП. И фельдшер – местная, из нашего села.  Нам с ней очень повезло: в любое время дня и ночи можем обратиться. А то бы не знаю, что и делали, – признается пенсионерка. – Магазины продуктовые в селе есть: хлеб, крупу, сахар – все тут покупаем. Но за обувью и одеждой, как ни крути, в райцентр надо ехать. И за лекарствами. Без транспорта, конечно, плохо. 

1.jpg

Детей из Пановки забирает на учебу школьный автобус. А взрослые выкручиваются, как могут.  

В центре села красуется автобусная остановка. Но вот уже несколько лет как она служит бесполезной декорацией. 

– Ну нельзя же так! – кипятится местный житель ветеран-«афганец» Андрей Быков. – Я переехал сюда из Пензы 20 лет назад – потянуло на малую родину. Люблю эти места, природу, сельскую жизнь. Но никак не ожидал, что стану здесь затворником. Почему нельзя хотя бы раз в неделю, в базарный день, пустить автобус до райцентра? Вот у меня, например, корова. Молоко, сметану, творог мы с женой могли бы продавать в Колышлее. Да мало ли по каким делам человеку надо из села выбраться! Школьникам к бабушкам-дедушкам как приехать на каникулы? Молодые потихоньку переселяются. Последовать их примеру? В Пановке еще сохранилось стадо  – 36 голов. Ну уедем мы в город к детям. А кто будет картошку сажать и коров держать? 

Не только пановцы вынуждены вызывать такси. Голицыно, Давыдовка, Плещеевка, Никольск — несколько деревень в этом направлении оказались в такой же ситуации.  

Состояние дороги до населенных пунктов для перевозчиков – дополнительный минус. Добираясь до Пановки, водитель редакционной легковушки предпочел свернуть на проходящую параллельно грунтовку, потому как основная заасфальтированная магистраль уж больно ухабиста.

Ау, перевозчики!

4.jpg

Почему село с населением около 300 человек оказалось в такой ситуации? Есть ли выход? Прояснить этот вопрос у главы сельской администрации нам не удалось. Женщина находилась на больничном. Впрочем, судя по неухоженности территории вокруг главного здания в селе и вокруг памятника павшим воинам, и менее масштабные вопросы сельской власти решить не по силам. 

Запрос, посланный в район, отчасти прояснил ситуацию. Мы получили ответ за подписью замглавы администрации района Юрия Чугунова. Корень зла, по его словам, в невозможности найти перевозчика.  

«Неоднократно проводимые конкурсные процедуры по определению перевозчиков как по регулируемым, так и по нерегулируемым маршрутам результата не дали», – сообщил он.

Последний конкурс провели 6 июня. И снова тишина – ни одной заявки. 

Примечательно, что как-то раз (несколько лет назад) удалось заполучить автобус на этот маршрут. Но вскоре он ходить перестал: пассажиропоток оказался крайне низким.  

Что касается дороги, то на той самой, ухабистой, до Плещеевки, весной провели ямочный ремонт. А короткий отрезок до Пановки (владение муниципалита) пока в хорошем состоянии. 

Но, как мы поняли, дело даже не в ухабах. А в том, что общественный транспорт посылать в небольшие отдаленные села вообще нерентабельно. Так что же, и выхода нет?  И пановцы вместе с товарищами по несчастью обречены, фигурально выражаясь, ездить в булочную на такси? 

Хотели сэкономить

5.jpg

– Выход можно найти, – уверен замминистра цифрового развития транспорта и связи Пензенской области Алексей Мещеряков. – Районную администрацию мы не раз пытались понудить заняться этим вопросом. Теперь в дело вмешалась  районная прокуратура. Раз маршрут экономически невыгоден, проблему приходится решать за счет бюджетного финансирования. А в районную казну на эти цели закладывается гораздо меньше, чем необходимо. Неудивительно, что не находится желающих заключать контракты. 

Чтобы частнику было выгодно возить пассажиров, нужно, чтобы салон заполнялся на 80 и более процентов. Такое возможно в пригородных селах, а в отдаленных от райцентра ждать этого не приходится. 

Сегодня каждый район самостоятельно решает вопрос с обеспечением своих населенных пунктов транспортом. Благоприятная ситуация в этом плане сложилась в Каменке. Здесь на маршрутах и муниципалы, и частники. Бессоновке тоже повезло – здесь межмуниципальные маршруты закрывают значительную часть пассажиропотока. Но многим районам проблему приходится решать, увеличивая расходы бюджета.  
Выходит, в Колышлее элементарно решили сэкономить?  

После вмешательства прокуратуры ситуация может сдвинуться с мертвой точки. Но что-то подсказывает: в автобус будут садиться от силы  5–7 пассажиров. И все вернется на круги своя. 

Вероятно, нужны детальный анализ транспортной ситуации в селах области и какая-то программа на его основе. Или же эффективный алгоритм решения проблемы, который будет обязана применить каждая районная администрация. Иначе сохранить на карте области деревни и села, куда не ходят автобусы, будет значительно сложнее.

Автор: Лариса РЯБИНИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER