«Я обязательно вернусь…»

«Я обязательно вернусь…»

Семен Никитич Шартанов родился 30 сентября 1900 года в селе Бездна Городищенской волости Симбирской губернии (ныне это село входит в Дрожжановский район Республики Татарстан). В 1917 году в Баку вступил в ряды ВКП(б). В 1941 году он призывается на военную службу. 23 июня 1941 года в составе 61-й Пензенской дивизии ушел на фронт.

27 апреля 1943 года при попытке прорваться из окружения майор  Шартанов пропал без вести в районе Павлограда. Остались фронтовые письма. Он их отправлял жене и детям в город Пензу. Мы решили в канун Дня Победы опубликовать их.

«Здравствуйте, мои милые! Ну, как дела? У нас все хорошо. Немца бьем каждый день, бывает много пленных. Стараемся выполнить задачу – разгромить врага под Москвой. Сил хватит у нас, только помогайте нам в тылу. На этих днях получили новое обмундирование. Одеты хорошо и тепло, так что обо мне не беспокойтесь. Я все думаю о вас: как у вас с дровами и с питанием.  Живу воспоминаниями. Плохо, что я не взял с собой карточек. Переслать сюда почтой невозможно. Ну ладно, встретимся еще, и тем радостнее будет встреча, а еще радостнее будет, если скорее разгромим врага. Будьте здоровы.

До свидания. Ваш папа. Крепко целую вас всех, особенно Ниночку и Шурика, они-то ведь какие молодцы у нас! Сеня.

Адрес: действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 679, почтовый ящик 1-А, мне.

Здравствуй, моя милая женушка!

Как давно я тебе не писал обстоятельного письма… Все время мучила меня эта оторванность. Даже разговаривать с тобой начал в полусне. Отсутствие писем от тебя сильно беспокоит меня. Не нахожу себе места. Беспокойство мое усилилось еще больше, когда я побывал в Москве. Раньше я был спокойнее, да и письма начал получать регулярно. Ну а теперь я вот на новом месте, имею свой почтовый адрес. Стою я под Старой Руссой. Тут немецкая 16-я армия находится в окружении. Бьют их наши летчики нещадно. Они на самолетах подбрасывают подкрепление, а наши летчики и зенитчики сбивают их. Много раз пытались и пытаются прорваться из окружения, но каждый раз откатываются, неся большие потери. Здесь дела происходят куда обширнее, чем там, где я был до сих пор. Служу я теперь в одной крупной летной части. Очень перегружен, устаю. Сильно действуют бессонница и простуда, кашель. Сильный бронхит, видимо, если не хуже. Никак не могу собраться к врачу. Хорошо дело обстоит с питанием, это выручает. Я боюсь, что у вас хлеба нет. Но как бы ни было трудно, Нюра, держитесь, не падайте духом. Нынешним летом мы должны с ними покончить. Слово Сталина стальное!

Ну как ты живешь, моя милая? Как здоровье твое? Главное, что требуется от тебя – это спокойствие. За меня вовсе не беспокойся.

Ну, до свидания, моя милая Нюрочка, крепко и крепко целую тебя и наших милых деточек. Пишите скорее, жду. Ваш папа Сеня.

Село Старое Рахино Ленинградской области.

Здравствуйте, Нюра, здравствуйте, милые деточки!

Сколько я вам писем написал, а мама пишет, что «наконец-то дождалась от тебя письма». Как-нибудь, наверное, вы получите целую гору моих писем сразу. Дня три назад я написал вам коротенькое письмо и вот теперь вдогонку шлю второе. А вот мама ваша мне не пишет, вы тоже молчите. Я один, а вас много, и вы вместе не можете порадовать папу несколькими строчками.  Наша мамуля пишет, что у вас стоят морозы, холодно, следовательно, ей надо помочь с дровами, чтобы у вас было тепло всем. Напишите, как с одежкой у вас. Нас вы одеваете отлично. Я получил валенки, шубу, меховой жилет, шапку-ушанку, рукавицы, теплое белье и др. А жилет – на дорогом меху, и его я подарю тому из вас, кто будет отлично учиться. О посылке, Нюра, можешь не заботиться, все достал здесь, в военторге.

Теперь о новостях на фронтах. У нас у всех настроение всегда было отличным. Теперь наступление под Сталинградом сильно воодушевляет нас. Каждый день читаем сводки Совинформбюро, а также слушаем политинформации.

Как у вас? Как Слава относится к учебе, не собирается ли поехать туда, в Калугу? Пусть напишет мне, как он ездил в Калугу.
Пишите. Крепко целую, ваш папа.».

Это было последнее письмо. Семен Никитич Шартанов пропал без вести во время боев под Павлоградом. Об этом написал письмо его жене красноармеец Рустамов в 1943 году:

«Здравствуйте, уважаемая Анна Петровна! Шлю горячий привет и желаю Вам и членам Вашей славной семьи наилучшего здоровья и благополучия.

Анна Петровна, в последней операции против нашего злейшего врага – немецких фашистов – Семен Никитич с группой товарищей оторвался от своей части, т. е. попал в окружение в районе Павлограда. Некоторые товарищи из этой группы пришли (вышли из окружения) и присоединились к нам. Последний товарищ пришел несколько дней тому назад. Полагают, что остальные, возможно, присоединились к другим частям или организовали партизанскую группу. Командование считает его пропавшим без вести и уже послало Вам об этом извещение. Поэтому высылаем Вам все его личные вещи.

Анна Петровна, просим Вас особенно не печалиться, так как есть надежда, что он вернется.

Я лично сам питаю надежду на встречу. С приветом Вам и Вашей семье Рустамов, 27.04.1943 г.».

Жаль, что С. Н. Шартанов не дожил до окончания войны. Во всех письмах он с любовью к жене и детям писал о скорейшей встрече, но этого, к сожалению, не случилось.

Прошло уже 65 лет после окончания войны, но память о нем жива. К тому же его письма ярко свидетельствуют о любви к Родине, за которую он был готов отдать свою жизнь. Когда я прочитал эти письма, не выдержал – выступили слезы на глазах. Невозможно было читать их без волнения. В День Победы обязательно подниму бокал вина в память о храбром воине, моем земляке Шартанове С.Н.

Я горжусь его подвигом и всю свою оставшуюся жизнь буду равняться на него
.
Спасибо Вам, Семен Никитич, за Ваш подвиг во имя спасения нашей Родины от фашизма!

Николай Казаков,
г. Ульяновск

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное