Врач назвала опасные болезни, которыми стали чаще страдать пензенские школьники
Жизнь в режиме перенагрузки
– Действительно, школа выявляет и усугубляет проблемы, – подтверждает завотделением медицинской помощи обучающимся Пензенской городской детской поликлиники Нина Куликова. – Основной фактор негативного воздействия на ребенка – учебная нагрузка.Жизнь ускоряется, и учебный процесс тоже. Учитель уже не может давать минимум информации, он старается втиснуть в рамки урока максимум требуемого программой.
– Нагрузки большие, а возможности у детей – разные. А ведь подача материала ориентирована на весь класс, – объясняет Нина Андреевна.

Труднее всего, по мнению специалиста, середнячкам, которых в классе, как правило, большинство. Одаренные все схватывают на лету. Дети с плохой успеваемостью особо не стремятся к получению высоких баллов. А большая часть в классе хотели бы учиться нормально, но дается это не так просто, заниматься приходится больше, возникают различные проблемы.
– Краткосрочные последствия перегрузки – это утомляемость, усталость, снижение работоспособности, – констатирует врач. – И, чтобы получить хорошую оценку, приходится еще больше тратить времени на домашние задания. Возникает замкнутый круг. Далее идут неврозы, синдром хронической головной боли.
Как результат вышесказанного – гиподинамия. Дети постоянно сидят и учатся, двигаться им некогда. Это провоцирует заболевания глаза, нарушение работы костно-мышечной системы, проблемы с желудочно-кишечным трактом. Болезни, в свою очередь, ведут к увеличению количества детей с ограничением физической нагрузки. Круг опять замыкается.
Дети растут – проблемы множатся

Вовремя выявлять патологии помогают ежегодные школьные профилактические осмотры.
– Нельзя сказать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. Но показатели стабильно тревожные: здоровых детей – только 20 процентов, у 70 выявляются те или иные проблемы, а у 9–10 процентов – хронические заболевания.
А вот сама структура болезней, в первую очередь хронических, меняется. Если пять лет назад на первый план выходили заболевания глаз, костно-мышечного аппарата, ЖКТ, сейчас больше страдает эндокринная система, добавляются патологии нервной.
Чем старше ученик, тем больше у него проблем. Если в первом классе 9 процентов детей имеют плохое зрение, то к одиннадцатому – 35 процентов. По выявленным сколиозам – 1,5 и 14 соответственно.
Что еще беспокоит медиков? Почти 9 процентов детей имеют избыточную массу тела. Такой показатель был и несколько лет назад, но диагноз «ожирение» ученикам стали ставить в три раза чаще!
Это обусловлено не только питанием в школе или дома. Просто этот контингент – дети гиподинамичные, с наследственной предрасположенностью.
За пять лет стало в два раза больше детей с сахарным диабетом.
– Опять же сказываются питание и наследственность, но в большинстве случаев виноваты стрессы, которых у детей с каждым классом становится все больше. Поджелудочная железа боится потрясений, как и щитовидная, – объясняет специалист.
Размыкая круг
Как же разорвать замкнутый круг «нагрузка – проблемы со здоровьем»?
– Педагоги мотивированы на внедрение здоровьесберегающих технологий, – объясняет Нина Куликова. – Они стараются строить уроки так, чтобы были паузы, смена действий и даже настроения. К тому же они прислушиваются к нашим несложным рекомендациям по переключению работы глазных мышц и профилактике сколиоза. Это ежеквартальная или ежемесячная пересадка детей с ряда на ряд, с дальних парт на ближние, упражнение для снятия нагрузки на глаза и т. д. Хорошее средство профилактики вышеназванных заболеваний – «растущая» мебель.
Однако не на все может повлиять учитель. Так, нарушение осанки – это мышечная слабость, и физкультминутка поможет. А сколиоз – серьезное заболевание, в лечении которого не обойтись без помощи врача.
Банальный спазм аккомодации можно снять, рассматривая метку на стекле, а развитие близорукости так просто не остановишь. Поэтому детей, предрасположенных к таким нарушениям здоровья, нужно регулярно показывать специалистам.
Неправильно переносить всю ответственность на школу. Родители тоже должны быть включены в процесс: обеспечивать полноценное питание, следить, чтобы в свободное от уроков время школьник не сидел над гаджетами, а гулял или занимался физкультурой. Важен и полноценный сон: обязательная норма для школьника – девять часов.
Очевидно, что семья и школа должны «ехать» за здоровьем детей «в одной упряжке». Но не пора ли уже и посерьезнее отнестись к дозировке школьных нагрузок, присмотреться к учебникам? Листая иные, невольно задумываешься о том, зачем авторы хотят впихнуть в бедные детские головы столько ненужных подробностей, за которыми плохо воспринимается главное?
Тревожные цифры
По данным профилактических осмотров, среди пензенских школьников только 20 процентов – полностью здоровы, у 70 процентов выявляются те или иные проблемы, а у 9–10 процентов – хронические заболевания.
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru

Сердобская больница получила оборудование почти на 2 миллиона рублей
Это стало возможно благодаря нацпроекту
Пензенские и белорусские студенты завершили веломарафон по селам Сурского края
Студенты преодолели более 180 км
Сбер поможет предпринимателям перевести выручку с Авито без комиссии
Первые десять переводов юрлицам будут бесплатными независимо от банка-получателя
В Пензе пройдет форум предпринимателей «Перезагрузка – 2025»
Участие в форуме примут сотни пензенских компанийСбербанк отменил комиссии для застройщиков по льготной ипотеке
Мельниченко: Темпы посевной кампании радуют
В Пензе стартует этап Всероссийского семейного фестиваля сбережений и инвестиций
Победители Всероссийской олимпиады школьников по экономике смогут поступить в вузы без экзаменов и пройти стажировку в Сбере

В Пензе пройдут соревнования по мотокроссу на кубок главы города
Олег Денисов накануне заездов оценил состояние мотостадиона «Сура»