Врач назвала опасные болезни, которыми стали чаще страдать пензенские школьники

Абсолютно здоровых детей мало. Но школьные нагрузки сами по себе провоцируют развитие некоторых патологий

 Врач назвала опасные болезни, которыми стали чаще страдать пензенские школьники

Детсадовское время – золотое: дети едят, спят, гуляют. Потом с радостью идут в школу. А через некоторое время родители начинают замечать, что ребенок стал хуже видеть и позвоночник «дает крен».

Жизнь в режиме перенагрузки

– Действительно, школа выявляет и усугубляет проблемы, – подтверждает завотделением медицинской помощи обучающимся Пензенской городской детской поликлиники Нина Куликова. – Основной фактор негативного воздействия на ребенка  – учебная нагрузка. 

Жизнь ускоряется, и учебный процесс тоже. Учитель уже не может давать минимум информации, он старается втиснуть в рамки урока максимум  требуемого программой.

– Нагрузки большие, а возможности у детей – разные. А ведь подача материала ориентирована на весь класс, – объясняет Нина Андреевна.  

куликова (3).jpg

Труднее всего, по мнению специалиста, середнячкам, которых в классе, как правило, большинство. Одаренные все схватывают на лету. Дети с плохой успеваемостью особо не стремятся к получению высоких баллов. А большая часть в классе хотели бы  учиться нормально, но дается это не так просто, заниматься приходится больше, возникают различные проблемы. 

– Краткосрочные последствия перегрузки – это утомляемость, усталость, снижение работоспособности, – констатирует врач. – И, чтобы получить хорошую оценку, приходится еще больше тратить времени на домашние задания. Возникает замкнутый круг.   Далее идут неврозы, синдром хронической головной боли.

Как результат вышесказанного – гиподинамия. Дети постоянно сидят и учатся, двигаться им некогда. Это провоцирует заболевания глаза, нарушение работы костно-мышечной системы, проблемы с желудочно-кишечным трактом. Болезни, в свою очередь, ведут к увеличению количества детей с ограничением физической нагрузки. Круг опять замыкается.

Дети растут – проблемы множатся

3.jpg

Вовремя выявлять патологии помогают ежегодные школьные профилактические осмотры. 

– Нельзя сказать, что состояние здоровья детей ухудшается год от года. Но показатели стабильно тревожные: здоровых детей – только 20 процентов,  у 70  выявляются те или иные проблемы, а у 9–10 процентов – хронические заболевания.  

А вот сама структура болезней, в первую очередь хронических, меняется. Если пять лет назад на первый план выходили заболевания глаз, костно-мышечного аппарата, ЖКТ, сейчас больше страдает эндокринная система, добавляются патологии нервной. 

Чем старше ученик, тем больше у него проблем. Если в первом классе 9 процентов детей имеют плохое зрение, то к одиннадцатому – 35 процентов. По выявленным сколиозам – 1,5 и 14 соответственно.

Что еще беспокоит медиков? Почти 9 процентов детей имеют избыточную массу тела. Такой показатель был и несколько лет назад, но  диагноз «ожирение» ученикам стали ставить в три раза чаще! 

Это обусловлено не только питанием в школе или дома. Просто этот контингент – дети гиподинамичные, с наследственной предрасположенностью.

За пять лет стало в два раза больше детей с сахарным диабетом.

– Опять же сказываются питание и наследственность, но в большинстве случаев виноваты стрессы, которых у детей с каждым классом становится все больше.  Поджелудочная железа боится потрясений, как и щитовидная, – объясняет специалист. 

Размыкая круг

DSC_0015.JPG

Как же разорвать замкнутый круг «нагрузка – проблемы со здоровьем»? 

– Педагоги мотивированы на внедрение здоровьесберегающих технологий, – объясняет Нина Куликова. – Они стараются строить уроки так, чтобы были паузы, смена действий и даже настроения. К тому же они прислушиваются к нашим несложным  рекомендациям по переключению работы глазных мышц и профилактике сколиоза. Это ежеквартальная или ежемесячная пересадка детей с ряда на ряд, с дальних парт на ближние, упражнение для снятия нагрузки на глаза и т. д. Хорошее средство профилактики вышеназванных заболеваний – «растущая» мебель. 

Однако не на все может повлиять учитель. Так, нарушение осанки – это мышечная слабость, и физкультминутка поможет. А сколиоз – серьезное заболевание, в лечении которого не обойтись без помощи врача. 

Банальный спазм аккомодации можно снять, рассматривая метку на стекле, а развитие близорукости так просто не остановишь. Поэтому детей, предрасположенных к таким нарушениям здоровья, нужно регулярно показывать  специалистам. 

Неправильно переносить всю ответственность на школу. Родители тоже должны быть включены в процесс: обеспечивать полноценное питание, следить, чтобы в свободное от уроков время школьник не сидел над гаджетами, а гулял или занимался физкультурой. Важен и полноценный сон: обязательная норма для школьника – девять часов. 

Очевидно, что семья и школа должны «ехать» за здоровьем детей «в одной упряжке». Но не пора ли уже и посерьезнее отнестись к дозировке школьных нагрузок, присмотреться к учебникам? Листая иные, невольно задумываешься о том, зачем авторы хотят впихнуть в бедные детские головы столько ненужных подробностей, за которыми плохо воспринимается главное? 

Тревожные цифры

По данным профилактических осмотров, среди пензенских школьников только 20 процентов – полностью здоровы, у 70 процентов выявляются те или иные проблемы, а у 9–10 процентов – хронические заболевания.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER