Урок под названием «жизнь»

Урок под названием «жизнь»

Когда Лидию Горячкину спросили, что она оставит дочери и внучке, та ответила: «Профессию, красивую и честную».

— Будешь учиться, — сказал Михаил Лапшов своей будущей супруге Александре, сажая ее на телегу.
Из Яксарки Шемышейского района он отвез ее в Пензу — поступать на рабфак, получать специальность учителя начальных классов. И сам позже получил диплом преподавателя биологии.

Вот так было положено начало педагогической династии Лапшовых-Горячкиных-Печененко. Общий педагогический стаж семьи на сегодня — 134 года!
Лидия Михайловна Горячкина внесла в общую «копилку» 32 года. Работала в Яксарке, после замужества перебралась в Сосновку. Трудилась в школе № 26 г. Пензы, в институте усовершенствования учителей, в 4-й школе.

— Может быть, мы, уроженцы Пензенской области, осели бы в Сталинградской области, куда родителей направили по распределению, — размышляет Лидия Михайловна, — но в 1940 году от отца, которого забрали в армию, пришло письмо. В нем было всего два слова «Шура, уезжай!». Мама не стала вдаваться в подробности — забрала меня, новорожденную, и вместе со свекровью подалась на родину.

Бескорыстные
В Яксарке в послевоенные годы не было ни одного дома, где ни жили бы по одному-два поколения учеников Лапшовых. И не просто учеников, а добрых друзей. Ведь все свободное время супруги-учителя проводили со школьниками.
— Неужели учителя за дополнительную подготовку учеников могут брать деньги? — удивлялся Михаил Ефимович, благодаря которому все абитуриенты медицинских вузов из Шемышейского района поступали и становились врачами.  

А Александра Ивановна, снабжавшая экзотическими видами цветов и шикарными букетами едва ли не весь район, в ответ на предложение денег говорила: «Как же можно цветы продавать?». Такое же бескорыстие прививали они и своим ученикам.

Глядя на родителей, Лида даже не задумывалась о том, что есть на свете какая-то более благородная и прекрасная профессия, чем учитель.
Но направление в педагогике выбрала другое —  стала математиком.

Нелегко учителю в селе
Два года выпускница пединститута Лида Лапшова учительствовала в родном селе.
— Так хотелось в кино сходить, на танцы. А в клубе — сплошь мои ученики, почти ровесники, — вспоминает она.

Но кино посмотреть еще удавалось, а вот с танцами никак не складывалось. Ждет-ждет, пока гармонист меха растянет, — тишина. Только доходит до дома — слышит заливистые переборы. Что за чудеса? Тайну открыла подружка: «Гармонист же, Васька, из 8-го класса — он при тебе стесняется играть».

Волшебная фраза
Лидия Михайловна никогда не повышала голоса на своих учеников. Однажды ее коллега, учитель английского языка, зашла в учительскую и с обидой бросила фразу: «Ну да, 6 «А» только Лидию Михайловну и любит! Не кричит она на них, видишь ли». Наша героиня и тут сумела смягчить ситуацию: «У вас на уроках — по одной подгруппе. Вот вы их и можете перекричать. А у меня 46 человек — никаких шансов!».
Хотя дело, конечно, было совсем не в этом. Да, голос у нее тихий. Но главное-то — заинтересовать ребят предметом. Тогда и кричать не придется.

Но как это сделать? Цифры и формулы — это тебе не героические персонажи литературных произведений. У Лидии Михайловны был секрет: она всегда рассказывала ученикам про своего институтского преподавателя. Бывало, испишет тот  всю доску формулами. Ну вот ничего не понятно! А он отойдет подальше, посмотрит на эту писанину и с восторгом произнесет: «Товарищи! Смотрите, какая красота!».

— В моих классах эта фраза входила в обиход, нравилась она ученикам, — говорит Лидия Горячкина. — Пыхтят, пыхтят у доски, а когда докажут, к примеру, теорему, поворачиваются к классу: «Какая красота!».

Наказание во благо
Но вот в отношении оценок она никогда не шла на компромисс. Хотя переживала за каждого неуспевающего страшно. Поставила как-то девятикласснице Вере двойки по алгебре и по геометрии за год, оставила на осень. А девушка школу бросила…

Через несколько лет Лидия Михайловна в ателье заказывала  пальто. Вышла закройщица — та самая Верочка.
— Я похолодела, — рассказывает моя собеседница, — а она узнала меня и бросилась обнимать.

Из разговора стало ясно, что девушка даже благодарна учительнице за избавление от мучений с предметом, который ей не давался, и довольна тем, как сложилась ее жизнь.

Не опуская глаз
А была еще такая встреча. Горячкины только переехали в Пензу. Заходят в кинотеатр «Заря», что в Ахунах, и вдруг поднимается целый ряд высоченных парней: «Здрасьте, Лидия Михайловна!». Оказалось, это ее яксарские ученики, которые стали студентами сельхозинститута.

Такие «здрасьте» она до сих пор слышит в автобусах, на улицах.
— Знаете, уже после выхода на пенсию я поняла, в чем состоит роскошь человеческого общения, — признается Лидия Михайловна. — Идешь по улице, видишь кого-то из своих бывших учеников, смотришь на него — а человек не отводит глаз, рад тебе, готов общаться.

Учительские дети
Кто-то называет детей учителей самыми счастливыми детьми, кто-то, наоборот, — несчастными. Лидия Михайловна уверена, что они — самые чистые.  «Не торговать, не воровать!» — это она заповедовала дочери и внучке.
Дочь Татьяну, учителя иностранных языков, в свое время звали работать переводчиком в Москву. Но она наотрез отказалась: «Буду работать только в школе».

Поначалу твердила, что замуж не пойдет — жизнь только школе посвятит. Но позже мнение свое изменила. Благодаря этому на свет появился представитель четвертого поколения педагогической династии — Александра Печененко. Она, как и мама, работает в 12-й школе Пензы. Выбрала логопедию.

— За два года работы в школе Саша выпустила две книги по профилю своей работы, — с гордостью за внучку и коллегу говорит бабушка-педагог.

Шкатулка памяти
Под зеркалом старенького трельяжа я заметила белую шкатулку.
— Это подарок, который чуть не стоил мне седых волос, — поглаживая шершавую поверхность, рассказывает Лидия Михайловна. — На одном из уроков я недосчиталась двух учеников. Знала, что это влюбленная пара, поэтому перепугалась не на шутку: где они, чем заняты?  

Только парочка появилась в классе, учительница сделала вдох поглубже, готовясь отчитать их. А они преподнесли ей от всего класса букет ко дню рождения и подарок — пудреницу, похожую на шкатулку.

Прошло столько лет, а подарок все жив. Напоминает ей о тех, кого она учила самой строгой из наук — математике и вместе с которыми постигала самую главную из наук — жизнь.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное