Уходящая красота: как сохранить исторический облик Пензы

Старинные резные наличники, изысканные кружева деревянных строений… Одноэтажные дома создают неповторимый облик Пензы. Однако на некоторые из них остается лишь смотреть с грустью, наблюдая следы разрушения

Уходящая красота: как сохранить исторический облик Пензы

О сохранении культурного наследия и проблемах в этом нелегком деле мы беседовали с министром по охране памятников истории и культуры Пензенской области Александром Понякиным.

– Ведется ли учет памятников и как они распределены по территории Пензенской области?

– Существуют две большие группы объектов культурного наследия – памятники археологии и все остальные (здания,  скульптуры и т. д.), образно говоря, находящиеся над землей. Всего их З56:  258 – здания с окнами, дверьми и крышами, а также  30  скульптур, 57 некрополей и захоронений выдающихся деятелей.  Большинство памятников расположены в Пензе – 175, Белинском районе – 32, Наровчатском – 22, Никольском – 17, Сердобске – 15, Кузнецке – 13 и т. д.

– Как вы оцениваете состояние этих объектов?

– Они находятся в разном техническом состоянии. Безусловно, так или иначе требуют реставрационного вмешательства: от минимального – штукатурка или покраска –  до комплексного, когда надо обновлять все конструкции, к примеру в домах на Калинина, 2, Гладкова, 24, или Володарского, 3. Многие объекты по-прежнему используются, продолжая успешно служить жителям.

– Полгода назад немало шума наделала история с обрушением части стены здания на улице Бакунина. Какие после ЧП были приняты меры?

– Обрушилась стена дома № 50 по улице Бакунина, который не входит в перечень объектов культурного наследия. Памятником является дом № 48, находящийся рядом. В нем когда-то жил Герой СССР Анатолий Краснов. Обрушение стены произошло из-за наплевательского отношения собственников (а их 17) к своему имуществу: они  не ремонтировали строение. 

После случившегося отбили оставшуюся часть стены. Собственникам направили уведомление, чтобы они обратили внимание на техническое состояние дома. Привлечь их за халатность нельзя, поскольку статьи за ненадлежащее содержание имущества в законодательстве нет. 

DSC_6219.JPG

– По большей части памятники истории – это ветхие строения, которые при ненадлежащем уходе могут нести угрозу для жизни. Такие случаи были?

– К счастью, нет. Однако ветхость таких конструкций мы наблюдаем сплошь и рядом. К примеру, жители беспокоятся о доме, расположенном  на Богданова, 2, где раньше находилось УМВД по Первомайскому району. После переезда учреждения это здание передали на баланс художественному училищу, чтобы открыть здесь корпус учебного заведения. Но пока этого не произошло, так как нужны большие финансовые вложения. Имущество находится в собственности Пензенской области. Возможностей для реставрации пока нет.

Дом на Калинина, 2,  – муниципальное имущество. Это объект культурного наследия, который много лет стоит заброшенным. Администрация не может найти средства на его восстановление. Ситуация осложнилась тем, что многоквартирный дом расселили в 2009 году, а владелец одной  квартиры выдвинул условия, на которые администрация не согласилась. 

А вот дом № 3 по Володарского – частная собственность. Задняя часть строения разрушается, элементарного ремонта нет, дом завален мусором.

– Назовите главные проблемы в сфере охраны объектов старины?
– Основных проблем две. Первая  –  экономическая: реставрационные работы финансово достаточно затратны. И вторая – нехватка кадров: в нашей области мало специалистов-реставраторов. Аттестованных профессионалов всего 44. Хотя есть высшие и средние профильные учреждения. 

Существует еще и проблема с собственниками. Часто они не выполняют обязательств и не идут на уступки.  Как это происходит, к примеру, с домом на Гладкова, 24. Это здание принадлежит семи собственникам, которые поделили его по частям, но никто за ним не ухаживает.

В то же время они выставляют строение на продажу на сайтах и просят за него 30 млн. Хотя есть инвестор, который готов здание купить по адекватной цене и восстановить, даже если придется его разобрать на 90 %. И таких примеров немало. 

DSC_7313.JPG

– Есть ли способ  разрубить этот гордиев узел?
– На днях состоялось заседание Никольского районного суда по поводу судьбы здания бывшего завода «Красный гигант». Собственник никаких мер к его содержанию и ремонту не предпринимал. Суд обязал в течение 12 месяцев разработать проект и за три года привести строение в нормативный вид. Если требования не выполнят, последуют штрафы. И так будет с каждым собственником.

Напоминаю, что объект культурного наследия продается так же, как и любая другая недвижимость. Но нельзя его демонтировать и построить что-то другое. Требуется поддерживать существующее  состояние. А собственник зачастую не продает и не ремонтирует строение. В таком случае мы будем действовать через суд. Если судебное решение не выполнят, мы изымем эти объекты и передадим ответственным лицам. 

– В СМИ не раз поднималась тема о грубом изменении внешнего облика купеческого особняка – дома Солнышкиной – на улице Кирова, 49.

– В сентябре 2021 года собственник намеренно начал надстройку – реконструкцию крыши – без согласования, проекта и разрешения. Причем в том формате, который никак не соответствует внешнему облику здания, построенного в 1905 году. 

После нашего вмешательства работы были остановлены. Специалисты разработали проект для современного использования здания, обновили фасад и крышу. Сейчас в бывшем особняке заканчиваются работы. В будущем здесь разместится крупная IT-компания. 

Цифра

В Пензенской области З56 объектов культурного наследия, включая захоронения выдающихся деятелей.

Автор: Елена КУЗНЕЦОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER