Шоковая терапия по-пензенски

Шоковая терапия по-пензенски

Так случилось, что я переехал в Пензенскую область из Душанбе накануне дефолта. Все мы как кошмарный сон вспоминаем драматические события, которыми изобиловал 1998 год. Разразившийся тогда кризис стал одним из самых тяжелых и трагичных в итории страны. Казалось, из той глубокой пропасти, в которую рухнула Россия, уже никогда не выбраться — такие мрачные настроения царили в обществе.

Как «погорели» миллионы
В те годы все мы официально были миллионерами, хотя фактически таковыми себя не ощущали. Я, к примеру, тогда получал 2 млн. рублей, а уже через месяц они превратились в 2 тысячи.

В первом январском номере «Пензенской правды» было опубликовано  Постановление Президента РФ о деноминации рубля. Одному новому целковому соответствовали 1000 старых.

Новые банкноты поступили в обращение с 1 января. Учитывая негативный опыт по скоротечному трехдневному обмену 50- и 100-рублевых купюр в СССР в 1991 году, обмен старых денег продлевался до 2003 года.

Тяжелый  диагноз
В номере «ПП» от 6 января 1998 года было опубликовано письмо жителей села Генеральщино Лопатинского района. Люди писали, что им уже три года не выдавали зарплату и полгода — детские пособия.
Подобные письма потоком шли в газету со всех городов и районов области, которую захлестнули митинги протеста.

В февральском статотчете о социально-экономическом положении области приводились шокирующие цифры. По сравнению с 1991 годом производство мяса сократилось в 5,4 раза, молока — в 2,9 раза, яиц — в 1,8 раза. Сельхозпредприятия завершили год с убытками в 440 млн. рублей.

По данным областного финансового управления, недоимки по платежам в бюджет с учетом долгов отраслей экономики превысили 800 млрд. рублей. На начало года зарегистрировано 80 тыс. безработных. И это только официально! Заводы и фабрики простаивали, а люди получали гроши, да и те с большими задержками.

В результате уровень жизни упал, как говорится, ниже плинтуса. Почти половина населения имела доходы ниже прожиточного минимума и еле сводила концы с концами.

На фоне многочисленных проблем и провалов иногда появляются и позитивные новости. На чемпионате мира по водным видам спорта в Австралии Юлия Пахалина завоевала две  золотые медали на трехметровом трамплине и в синхронных прыжках.
Международный биографический центр Кембриджа назвал ректора ПГСХА Александра Блинохватова Человеком года.

Область сделала выбор
Первые месяцы года ознаменовались предвыборными баталиями за пост первого лица Сурского края. В номере за 14 апреля 1998 года были опубликованы итоги выборов главы администрации Пензенской области. Победу одержал Василий Бочкарев. Его одновременно и поздравляли, и выражали соболезнование, так как понимали, какое тяжелое наследство досталось новому губернатору.

Почему победил Бочкарев? В своей предвыборной программе он говорил простые и понятные вещи: хватит плакаться в жилетку, стоять с протянутой рукой за подачками из федерального центра. Стыдно. Нужно учиться зарабатывать самим. А еще он выдвинул программу «малых дел», которая касалась каждого: строительство дорог, прокладка газовых сетей, развитие малого предпринимательства и т.д. Ему приходилось, как самому обычному менеджеру, ездить по городам и весям, заманивая в область инвесторов. И процесс, как говорится, пошел.

А у нас в домах — газ
В те годы подавляющему большинству сельчан приходилось запасаться на зиму углем и дровами. Только треть населенных пунктов была газифицирована. Люди толпами приходили к районным и областным чиновникам с просьбой: дайте газ. А как это сделать? Областная казна была пуста. Долг перед газовиками превышал 200 млн. рублей. Чтобы решить проблему, властям приходилось крутиться.

В июле в регион приехал Рем Вяхирев, и было подписано соглашение   между Газпромом и правительством области.
Это положило начало бурному строительству газовых сетей. Буквально за считанные годы по уровню газификации (98 %) Пензенская область вырвалась в лидеры по стране.

И грянул дефолт
Помню, у меня периодически возникали серьезные сомнения в устойчивости рубля. Подавляющая часть населения «челночила» — моталась в Москву и занималась исключительно продажей китайского ширпотреба. Заводы и фабрики стояли, никто ничего не производил, рубль не был подкреплен товаром. По всем экономическим законам рано или поздно он должен был обвалиться. Что и произошло в середине августа.

Курс рубля по отношению к доллару в одночасье упал в пять раз. Люди побежали снимать со счетов обесценивавшиеся на глазах деньги. На финансовом рынке возникла паника. В результате многие банки лопнули, как мыльный пузырь, а население потеряло значительную часть своих сбережений.

Параллельно с ростом курса иностранной валюты как снежный ком стали расти цены на товары и услуги. В сентябре 1998-го «Пензенская правда» опубликовала обращения губернатора и депутатов Законодательного собрания области к предпринимателям, руководителям предприятий, производящим товары народного потребления, оптовой и розничной торговли. Власти призывали торговцев не наживаться на горе и без того обездоленных людей.

Пока гром не грянет
У нас ведь как: пока жареный петух не клюнет, ни о чем задумываться не станем. Кризис заставил людей мобилизоваться и включить мозги. Шок, который испытала экономика, подстегнул командиров производства к структурным изменениям. А в результате того, что иностранная валюта резко выросла, стало невыгодным завозить многие импортные товары, и предприниматели начали вкладывать инвестиции в отечественную экономику.

Меня, как журналиста, который специализируется на сельском хозяйстве, естественно, больше интересовали процессы, происходящие в этой отрасли. На страницах газеты было опубликовано интересное исследование. Только единицы из нескольких сотен опрошенных прогнозировали рост в сельском хозяйстве минимум через два года. А он начался через… три месяца.
Причем отрасль выходила из кризиса намного быстрее промышленности. Интересное явление, потому что у нас всегда считалось, что сельское хозяйство — это «черная дыра».

Мы постепенно начали уходить от той черты, за которой маячила полная продовольственная зависимость страны от импорта сельхозпродукции. Сегодня область не только полностью обеспечивает потребности населения в свинине, мясе птицы, молочных продуктах, но и вывозит их в другие регионы страны.

В заключение хотелось бы сказать вот о чем. Сегодня невольно напрашиваются параллели с началом века, серединой 90-х годов. Давайте не будем впадать в крайности и раскачивать лодку. Если она перевернется — мало никому не покажется. Мы это уже проходили.

Давайте вспомним слова реформатора Петра Столыпина о великих потрясениях и великой России и, засучив рукава, возьмемся за решение конкретных проблем.

Автор: Владимир РОДЬКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное