«Не надо бояться свежего ветра»
Шесть лет тому назад, 26 марта 2007 года, ушел в вечность наш великий соотечественник — актер Михаил Александрович Ульянов. О нем и о встречах с ним на пензенской земле рассказывает Евгений Попов, немало лет возглавлявший сферу культуры нашей области
— Какую еще краску, какой еще штрих можно добавить к портрету всенародно известного Михаила Александровича Ульянова?
Ну кто же в нашей стране не знает «Председателя», «Маршала Жукова», «Ворошиловского стрелка» и многих других героев нашего (и иного) времени, запечатленных на экране и на сцене проникновенной силой его огромного художественного таланта?
Удалой всегда, во всех ролях удалой, а иногда — и буйный, как, например, боцман в виденном мною спектакле «Гибель эскадры» Московского академического театра имени Вахтангова, где Михаил Александрович служил более полувека и 20 лет был художественным руководителем.
Первая встреча в Пензе
Впервые я встретился с ним, когда он приехал в Пензу для натурных съемок эпизодов кинофильма по роману Юрия Бондарева «Выбор», которые велись в Бековском районе.
1986 год — начало «перестройки» (как потом оказалось, во многом — из куля в рогожку). А тогда все взахлеб хватали «свежего ветра». Жажда и ожидание перемен — вот это ощущение и привез, и поведал, и передал нам Ульянов (тогда председатель Союза театральных деятелей РСФСР) на встрече в музее великого театрального бунтаря Всеволода Мейерхольда.
В это же время вышла и его программная статья в газете «Советская культура» с символическим названием «Не надо бояться свежего ветра» — о роли и судьбах отечественного театра в эпоху перемен.
Как сейчас помню, Михаила Александровича в сером пиджаке плотной ткани, его смелые глаза, решительное и вместе с тем доброжелательное лицо.
Спустя десять лет после начала «перестройки» в статье-раздумье он с горечью напишет о том, что в пору тотального безденежья культуры при театрах для их материальной поддержки были открыты кафе и рестораны. А теперь вот уже многие театры оказались при… ресторанах и кафе.
Голос Ульянова
Когда в Пензе был открыт Музей одной картины, Михаил Александрович участвовал в озвучивании слайд-фильмов к демонстрировавшимся в этом музее шедеврам живописи.
До сих пор помню его голос, читающий поэму А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» в фильме к картине Виктора Попкова «Шинель отца», показ которой был приурочен к 40-летию победы в Великой Отечественной войне.
На следующий год Михаил Александрович сам посетил музей, и тот произвел на него огромное впечатление. Основатель этого музея Георг Мясников записал тогда в своем дневнике: «Сидел, не шелохнувшись, 40 минут. Говорит, что потрясен, ничего подобного в мире не видел».
На юбилее театра
Следующий раз Ульянов приехал в Пензу через семь лет, в декабре 1993 года, на празднование 200-летия Пензенского драматического театра — одного из старейших в России. Благодаря стараниям его тогдашнего руководителя Виктора Огарева это стало крупным событием театральной жизни.
В юбилейных торжествах вместе с Михаилом Ульяновым участвовали и другие великие актеры: Олег Ефремов, Юрий Соломин, Екатерина Максимова, Армен Джигарханян, Алла Демидова, многие другие блистательные таланты.
На грандиозном празднестве в театре было много речей официальных и иных лиц. Выступал и Михаил Ульянов. Приветствия перемежались выступлениями мастеров искусств, в том числе и Екатерины Максимовой, великой балерины XX века.
Наутро Михаил Александрович и Наталья Гундарева решили ехать в «Тарханы». А перед выездом захотели побывать на базаре, чтобы запастись продуктами к Новому году.
И вот мы в мясном ряду. Начинаем с говядины. Михаил Александрович для вида торгуется (нет торга — нет базара). Здоровый, похожий статью на Михаила Александровича молодой мужик в белом фартуке не хочет уступать, хотя я делаю ему знаки, глазами показывая на Ульянова. Он узнает великого актера, но цену держит.
Михаил Александрович говорит:
— Ну куда же ты так ломишь?
После этого мужик, добродушно улыбаясь, сбивает чуток непомерную цену. Потом покупаем нашим гостям по упитанному гусю. Они довольны: повезут домой гостинцы из провинции.
Драгоценные моменты общения
В третий раз Михаил Александрович был в Пензе в феврале 1999 года, на торжествах, посвященных 125-летию со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. К нам тогда приехали и председатель комиссии по творческому наследию Мейерхольда Валерий Фокин, и внучка великого режиссера Мария Валентей, театроведы, другие гости.
С их участием состоялись вечер его памяти в Доме искусств, встречи и беседы в музее сценического искусства.
Все моменты общения с Михаилом Александровичем памятны пензенцам. Он запомнился всем как человек редкого обаяния, высокого достоинства и ненаигранной искренности.
Правда и правдочка
Как сказал Сергей Есенин, «большое видится на расстоянии». На расстоянии, на фоне многого теперешнего в искусстве все явственнее видится величие таланта Михаила Ульянова.
На сцене и на экране ему подвластно было все. Здесь он создал и навсегда оставил нам образ целой эпохи нашей жизни.
Известно, что талантливый актер во всех ролях играет прежде всего себя, вкладывая в героя свое естество, свой характер, свою душу. Но не у всех получается. Даже у Михаила Ульянова — не сразу.
Вот как он писал о работе над главной ролью в фильме «Председатель»: «Роль Трубникова — секрет за семью замками. Темперамент, необычный взгляд на жизнь, оптимизм, настырностъ, жизненная воля, неожиданность, нахрап, несгибаемость характера — все надо искать...».
И с горечью высочайшей требовательности к себе резюмирует: «А идет только правдочка...». Но в образе председателя (как и в других ролях) необычайная мощь натуры и таланта Михаила Ульянова все эти сомнения преодолела, превозмогла. За роль Егора Трубникова он был удостоен Ленинской премии — наивысшей государственной награды в области искусства.
Ульянов — как мир
Не простым и не гладким был жизненный путь М.А. Ульянова, в том числе и в искусстве. Да ведь и для каждого из нас, как говаривал Чернышевский, «жизнь — не тротуар Невского проспекта».
Но, в отличие от многих, Михаила Александрович не пресмыкался и не полз по жизни, а шагал напролом со всей силой своего характера, своего таланта. Потому и нет в его изображении мякинных, никчемных людей. Все они под стать ему: всегда неуемные и решительные — от античных и средневековых героев до русского мужика, который, по словам Достоевского, нередко «даже слишком широк».
В марте 2007 года Михаила Александровича Ульянова не стало. Как верно заметил Евгений Евтушенко, «не люди умирают, а миры». А мир Ульянова поистине огромен — радостям и страданиям, дерзаниям и победам, обретениям и утратам героев, воплощенных его великой душой, несть числа. Так какого же размаха, какой бездонной глубины была эта душа, вместившая, оживившая и одухотворившая их всех?!
На могиле Ульянова на Новодевичьем кладбище в Москве поставлен монументальный памятник, в котором актер представлен в образе театрального вождя.
Вождем театра он, конечно, был. Но прежде всего он был человеком такой огромной энергии, таких глубинных переживаний и такой необычайной душевной ранимости, что будто для его надгробия было написано в свое время Николаем Рубцовым: «Какая жизнъ отликовала, отгоревала, отошла!».
Но не отошел и не ушел от нас великий чародей искусства Михаил Александрович Ульянов. И впредь в своих созданьях — не уйдет.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru

День города Пензы 2025: программа и расписание
Горожан и гостей областного центра ждет множество мероприятий10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 7 и 8 июня 2025: хиты Queen, Gazirovka и домовенок Кузя
Мельниченко поручил определить объем работ для завершения строительства цирка
В Пензе пройдет бесплатный концерт группы Nytt Land
Книге «Убийца поневоле» Александры Мариной – 30 лет: Настя Каменская расследует преступления и сегодня

Сбер запустил сервис для автоматизации ресторанного бизнеса
Новый сервис упрощает жизнь рестораторам
В Сбере рассказали, как ИИ ставит диагнозы
Сегодня ИИ активно используется в разработке новых лекарствКод победы: объявлены победители Международной ИТ-Олимпиады для школьников
Каждый четвертый платеж россияне совершают альтернативными методами
Цифровой прорыв: Сбер представил инновационные технологии для государства, бизнеса и общества на конференции ЦИПР
«Цифровая индустрия промышленной России» 2025

Вадим Супиков поделился с законодателями Приволжья опытом правового обеспечения развития массового спорта
Вниманию присутствующих были представлены достижения Пензенской области в сфере физической культуры и спорта
Олег Мельниченко рассказал Игорю Комарову об успехах Пензенской области
Регион достиг многого в сельском хозяйстве и строительствеИгорь Комаров оценил в Пензе производство медицинских изделий
Евгений Люлин и Вадим Супиков наградили победителей спортивного фестиваля
Вадим Супиков: Основное направление работы молодых парламентариев — сохранение традиционных ценностей
Парламентарии Приволжья ознакомились с презентацией спортивных секций региона