«Мы должны что-то сделать»: в Колышлейском районе москвичи-отпускники бесплатно реставрируют заброшенную усадьбу

Журналисты ПП побывали в Чеботаевке

«Мы должны что-то сделать»: в Колышлейском районе москвичи-отпускники бесплатно реставрируют заброшенную усадьбу

Журналисты – народ любопытный. Вот и мы не смогли пойти мимо объявления. Нужна была помощь добровольцев в восстановлении дворянской усадьбы Свиридовых-Леховичей в Чеботаевке Колышлейского района. Стало интересно, что за люди, отложив свои повседневные дела, приедут возрождать исторический памятник? 

В деревню, в глушь...  

Чеботаевка находится рядом с Потловкой, известной благодаря другой усадьбе – имению семьи Рихтер (здание пострадало от пожара в 2015 году), и единственной в России церкви Святой Аллы. 

Уже при приближении к селам было видно, что в их жизни назревают какие-то перемены. На фоне скромных деревенских пейзажей – новенькие указатели: храм, музей, проезд к усадьбе…

В самом конце деревенской улицы, на отшибе, показалось двухэтажное здание, сильно пострадавшее от времени. Потемневшее дерево, треснувшая штукатурка, вокруг особняка – заросли борщевика выше человеческого роста. И ни души... 

Но нет! Показалось. Услышав наши с фотокором голоса, из окна выглянула женщина в рабочей одежде. 

– Сейчас спустимся! – улыбнулась она.

DSC_8464.jpg

Оказалось, что восстановительные работы в данный момент ведут всего два человека – Инна и руководитель смены Андрей Мамаев. Он и устроил для нас экскурсию. Мы шли по скрипучим ступеням, разглядывали стены в облупленной голубой краске, старые, но чисто выметенные деревянные полы. 

– Это историческое здание, – объяснил наш провожатый. – Первый этаж построен в середине 18 века, второй – в 19 веке. Усадьба изначально принадлежала капитану Свиридову. В советское время здесь была школа, позже (до 2005 года) – больница. Местные до сих пор говорят: «Там, в больнице...».

– А вы разве не местные? 

– Нет, мы москвичи, – ошарашил ответом Андрей. – Из добровольческого общества «РеставросЪ», которое занимается тем, что возрождает дворянские усадьбы и старинные храмы. Мы ездим по всей стране. Восстанавливали Свято-Даниловский монастырь в столице, церкви в Ярославской, Тверской, Вологодской областях... 

Достояние или развалины?

DSC_8334.jpg

Андрей – студент МГПУ, будущий историк – ради благого дела жертвует каникулами. 

Инна – филолог, учитель русского языка, временно работающий курьером. Потому что ни одному директору школы не понравится, если среди учебного года сотрудник может сорваться в какую-нибудь глухомань спасать старинное здание. В Чеботаевку же женщина решила отправиться в свой отпуск. 

На постой приезжие остановились в скромном сельском доме без удобств в соседней Потловке. Еду готовили сами из круп и консервов. 

– Зачем вам ехать в провинцию, в незнакомое село? Ладно бы тут были ваши корни, – задала вопрос волонтерам.  

– А как же наша история? – посмотрел мне прямо в глаза Андрей. – В России очень много заброшенных усадеб и полуразрушенных старинных храмов. Это же наше достояние! Должны же мы сделать хоть что-то, чтобы его сохранить? Чеботаевцы могут гордится, что у них есть такое красивое здание. 

3.jpg

Добровольцы показали мне фотографии, на которых оно запечатлено в лучшие времена. Впечатляет!

– Я не профессиональный реставратор, но могу очистить стены от старой штукатурки и убрать мусор, – продолжила Инна. – Потом приедет архитектор и оценит объем восстановительных работ. Не беда, что потрачу свой отпуск. Должны же мы что-то делать просто так, во славу Божию. Я уже 13 лет этим занимаюсь. В Карелии, например, расчищала подземные ходы в пещерном монастыре. Приезжаешь на то же место через год или два, сравниваешь «было» – «стало», и душа радуется. А вы видели храм святой Аллы в строительных лесах? В этой работе тоже вклад волонтеров – его возведением занимается некоммерческое партнерство «Спасское дело».

Кому что по силам

DSC_8365.jpg

– Скажите, а жители Чеботаевки и Потловки вам помогают?

Москвичи замялись. 

– Да когда им? Трудоспособное население, как мы поняли, ездит работать вахтами, а у пенсионеров просто нет сил. Люди спрашивают, что мы здесь делаем, но помощь не предлагают. Для многих это просто руины советского прошлого, а не история, – тихо сказал Андрей.

И тут же поспешил добавить:

– Нет, вы не подумайте плохого. Мы видим, что люди в вашей области трудолюбивые. Многие в селе держат скотину. А в полях пшеница растет, техника работает. В Подмосковье много полей, которые лесом заросли, и мертвых сел. А тут у вас деревни живые.

DSC_8415.jpg

Справедливости ради надо отметить, что сурские волонтеры тоже приложили руку к возрождению усадьбы Свиридовых-Леховичей. Так, в 2022 году, расчищали завалы участники проекта «По следам забытых усадеб» (инициатор – Максим Костюшин). 20 человек разбили рядом палаточный лагерь. А студенты художественного училища приезжали сюда на пленэр – запечатлеть достопримечательность.  

Усадьба обрела надежду на будущее, о котором еще вчера никто и не мечтал. И все же что-то бесприютное еще живет во всем ее облике. В памяти засели сорванные с петель двери, надпись «Здесь были три кента», намалеванная на стене, густые заросли вокруг.
 
Как понять, почему одни не могут покосить траву в историческом уголке родной деревни, а другие едут за сотни километров, чтобы принести хоть какую-то пользу, пусть и в чужом краю? У меня нет ответа на этот вопрос...

2023-08-10 11.48.30.JPG

Справка ПП

Усадьба Свиридовых-Леховичей – из числа старейших усадеб Поволжья. В начале ХХ века была типичным по быту и культуре «дворянским гнездом».  В советский период в здании в разное время располагались школа, госпиталь, больница. После реставрации здесь планируется разместить духовно-культурный центр уникального храма святой Аллы, находящегося по соседству. 

2023-08-10 11.55.01.jpg

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER