Любите искусство, а не себя в нем
Ирина Гринева — одна из самых красивых и стильных российских актрис. В Пензу она приезжала недавно в составе московской делегации на II Гуманитарный форум «Проект Провинция».
Ее нечасто увидишь на широком экране, навскидку вспоминается только одна ее роль в большом кино — Юлии в «Я остаюсь» Карена Оганесяна. Зато она много снимается в телефильмах и сериалах. При этом ее лицо не примелькалось, ее героини не похожи одна на другую, для каждой Гринева находит свои краски. И телезритель любит ее и в роли стопроцентной стервы Вики («Мой личный враг»), и в роли хрупкой — не от мира сего — Карины («Грустная дама червей»).
— Ирина, вы похожи на русскую аристократку XIX века, но, по-моему, больше играете наших современниц. Режиссеры не видят в вас классическую героиню?
— Просто классику экранизируют очень редко. Но у меня есть удачные театральные работы по классическим произведениям: Верочка в «Месяце в деревне» Тургенева, Марина Мнишек в пушкинском «Борисе Годунове», Нина в «Маскараде» Лермонтова, Маша в «Трех сестрах» Чехова…
— Вы много играете за границей, с вами охотно работают английские и французские театральные режиссеры… Это ваш выбор или жизнь заставляет?
— Мне кажется, сегодняшнее поколение российских театральных режиссеров больше увлечено самовыражением в искусстве, чем самим искусством. Стремясь найти новые формы, пытаются переписывать классику, а это редко приводит к чему-то хорошему. Знаете, английские и французские режиссеры, по-моему, лучше понимают Чехова или Достоевского, чем их молодые русские коллеги. В Европе студентам преподают систему Станиславского. Порой складывается впечатление, что деятелям искусства на Западе русская культура дороже, чем нам самим.
— Да, в России считается, что зрителя надо поражать, эпатировать, тогда будет успех.
— Это заблуждение. Вот мы со спектаклем «Три сестры» объехали всю Америку и Европу. Успели привыкнуть к тому, что западная публика нас принимает на ура, что билеты распродаются за полгода. Не поверите, знаменитый голливудский актер Микки Рурк не смог свободно купить билеты, и его агент звонил нам. А когда через несколько лет мы привезли спектакль в Москву, то боялись, что зритель не пойдет. Это классическая постановка, без новаторских заморочек, а столичные режиссеры соревнуются друг с другом в поисках новых форм — не покажется ли публике Чехов слишком архаичным?
К счастью, мы ошиблись. Спектакли прошли с аншлагом. Зрители аплодировали стоя, со слезами на глазах. Я была изумлена: да что же такое происходит с московской публикой? А мне отвечают: «Это чудесно — красивые платья, белые скатерти, самовары и потрясающий чеховский текст!».
На мой взгляд, утверждать, что зрителя можно привлечь только шоковой терапией и эпатажем, — значит не уважать его, не доверять ему, заведомо отказывать ему в уме.
— Известно, что вы являетесь противницей грядущих театральных реформ, в частности перехода театров на самоокупаемость, на контрактную форму работы с актерами…
— Я думаю, ни к чему хорошему это не приведет. Все знаменитые европейские театры, такие, например, как Комеди Франсез в Париже, существуют на мощные государственные дотации. Театры же, которые находятся на самоокупаемости, никому не известны. Актеры в них бедствуют, вынуждены подрабатывать официантами, бегать по кастингам. В таких театрах нет ни традиций, ни достойной режиссуры, ни стиля игры. За время подготовки спектакля труппа и художественный руководитель не успевают почувствовать друг друга, стать командой. Актеры, собранные по найму, во главу угла ставят не искусство, а зарабатывание денег.
Если наш театр полностью перевести на контрактную основу, боюсь, мы его потеряем.
Может быть, стоит заняться не реформированием, а сохранением и приумножением традиций, заложенных еще с дореволюционных времен. Наши театральные труппы, симфонические оркестры с восторгом принимают за границей, наш балет по-прежнему остается лучшим в мире. На наших музыкантов равняются западные таланты. Вспомните греческого дирижера Теодора Курентзиса, который, имея хорошее образование, специально приехал в Санкт-Петербург обучаться у великого педагога и теоретика дирижирования Ильи Мусина, да так и остался в России.
Так давайте ценить то, что имеем.
Автор: Наталья СИЗОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru

Семьи Пензенской области показали, как работают в команде
Туристический слет мы вместе прошел в третий раз
В Каменке после вмешательства прокуратуры музей оборудуют пандусом
Надзорное ведомство проконтролирует исполнение решения суда
На Мальдивах планируют провести фестиваль подобный пензескому
Иностранцев заинтересовал гидроавиаслет «Крылья Спутника»
Три пензенские гимназистки из одного класса набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии
Результаты обнародовали пока еще не по всем предметам
Пензенская область примет участие в Петербургском международном экономическом форуме
Потенциал Сурского края будет представлен на региональном стенде
Вадим Супиков поздравил медиков с профессиональным праздником
Председатель ЗакСобрания пожелал работникам сферы здравоохранения успехов в служении землякам