Как раскачать башню из слоновой кости?

Как раскачать башню из слоновой кости?

Театральное движение «Новая драма» дошло до Пензы. Его идеолог, известный московский драматург Михаил Угаров побывал в нашем городе.

Оказывается Угаров два года жил в нашем городе! Он сам рассказал об этом на встрече с журналистами. Хотя главной темой пресс-конференции была не его биография, а первый окружной фестиваль «Театральное Поволжье», который пройдет в Пензе с 20 по 30 мая. Угаров приехал к нам,  чтобы провести мастер-класс для актеров и режиссеров, которые будут участвовать в читках современных пьес в рамках творческой лаборатории фестиваля.

Но журналисты все же упорствовали в своем желании узнать подробности о причасности Угарова к Пензе. Он рассказал, что успел прогуляться по городу, заглянул на улицу Суворова, где когда-то жил, посмотрел на школу №44, которую окончил.
— Так случилось, что отца перевели сюда работать, он два года возглавлял культпросветучилище. Для меня это было благодатное время. Выдернутый из привычного круга друзей, я увлекся чтением, посвящал ему все свободное время. Считаю, эти годы сформировали меня как личность.

Удовлетворив свое любопытство, журналисты переключились на тему предстоящего фестиваля. Всех интересовало, что это за наука такая — читка пьес?..
— Опыт показывает, что вначале актерам надо объяснить идею, потому что когда современную пьесу делают по древним лекалам, используя старую режиссуру и такие же актерские технологии — это ужас! Я хочу поговорить с артистами, выяснить, что им нравится, что они хотели бы играть, посмотреть уровень профессионализма, потому что от этого зависит, какие задачи мы будем решать — сложные или простые. Для меня главное не профессиональная подготовка актера. Он должен быть интересен как личность, готов к экспериментам. Актеры, которые попробовали играть в современной пьесе, и классику будут играть по-другому.

— Вы являетесь идеологом движения «новая драма». Что подразумевается под этим понятием?
— Новая драма — это комплекс, в который входит новая режиссура, новые тексты, новые актерские техники. Последних много, начиная от экстремальных, таких как вербатим (когда пьеса строится на интервью с обычными людьми), и заканчивая самой простой, когда актеры репетируют сцены в метро.
Это очень забавная вещь, кстати. Актеры начинают выяснять отношения в вагоне, в окружении людей, которые за ними исподтишка наблюдают. Задача — органично вписаться в эту среду.

Техника вербатим позволяет сыграть истории на любые темы, предположим, про ваш город. Мы делали такой спектакль в Петербурге. Актеры выходили с диктофонами на улицу и разговаривали с людьми. Потом показывали собранный материал, я и молодые драматурги сортировали его, компоновали. Получился потрясающий портрет сегодняшнего города — не «блистательного» Петербурга, а жуткого грязного города с прекрасной архитектурой и прекрасными, кстати, людьми. Зал следил за действом, затаив дыхание. Такие спектакли интересны и артистам, и зрителям. Театр должен быть живым, моментально реагировать на происходящие события.

— А какой он сегодня, на ваш взгляд?
— Театр перестал быть единым, и я считаю это правильно. Он может быть политическим (чего у нас в России практически нет), экологическим, каким угодно. Он должен быть разным, особенно в провинциальных городах. В афише должны стоять спектакли противоположные по идее, эстетике.
Театру необходима гражданская позиция. «Театр.DOC» поставил спектакль про смерть в Бутырском следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского. И хотя история не самая веселая, очередь за билетами расписана на три месяца вперед. Люди хотят это видеть, говорить об этом. Им не хватает политического театра.

— Как вы считаете, кто под кого должен подстраиваться — театр под зрителя или наоборот?

— Еще недавно я бы сказал, что театр должен воспитывать публику, но сегодня у меня изменилось мнение. Недавно я был в Костроме, где шел наш спектакль «Жизнь удалась», лауреат «Золотой маски». Но больше он известен тем, что текст пьесы — сплошная ненормативная лексика. Я поехал с актерами, так сказать, на случай, если их вдруг начнут бить. И был потрясен! Публика оказалась намного выше того уровня, что воспитывает их «гранд-театр». На спектакль пришла молодежь до 30 лет, которая в Интернете смотрит спектакли европейского уровня — Томаса Остермайера (художественный руководитель Берлинского театра), Алвиса Херманиса (художественный руководитель Нового Рижского театра), польского режиссера Кшиштофа Варликовского. Зачем идти в областной театр, который не успевает за их интересами? Вообще, мне кажется, театр теряет молодежную аудиторию.

— Что надо сделать, чтобы привлечь ее в театр?
— Иметь отношение к сегодняшнему дню, к тому, чем люди живут. По таким принципам работает европейский театр. Я не призываю делать его политическим, но он должен поднимать социально-значимые проблемы, волнующие людей. У нас же театр — башня из слоновой кости, вечный страх перед жизнью. Его не волнует, что делает власть, что происходит в сознании людей.

Чем мне нравится спектакль «Жизнь удалась»? Там мощная человеческая драма, классический сюжет, просто лексически выраженный по-другому.
Но если вам не нравится новая драма, не надо на нее ходить. Она нужна тому, кто не хочет смотреть на «нафталин». И еще хочу сказать: без современных текстов театр существовать не может.

— Мы знаем вас как прекрасного драматурга. От вашего «Облом off»  пензенская публика была в восторге. Сегодня на первом месте у вас режиссура. Почему?
— Неинтересно писать пьесы, потерял внутреннюю мотивацию. Когда я сам поставил спектакль, мне стало труднее в ипостаси драматурга. Я все время думал, как написать так, чтобы режиссер поставил то, что я хочу сказать. Сегодня меня больше интересует движение «Новая драма», взаимоотношения с молодыми режиссерами и драматургами, объединяющимися вокруг «Театра.DOC».

На мастер-классе Михаил Угаров говорил о жанрах ридинг, вербатим, интерактивном театре. С художественным руководителем драмтеатра Сергеем Казаковым обсудил возможность постановки экспериментальных спектаклей. Может, уже в мае, начнется работа в жанре вербатим под рабочим названием «Улица Московская».

Из досье
Михаил Юрьевич Угаров, российский драматург, режиссер, сценарист, участник оргкомитета и один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка», художественный руководитель «Театра.DOC », руководитель семинара молодых драматургов, идеолог движения «Новая драма».
Автор сценариев телесериалов «Петербургские тайны», «Дневник убийцы» (в соавторстве с режиссером Кириллом Серебрениковым).
Режиссер-постановщик спектаклей «Сентябрь», «Количество», «Люди древнейших профессий», «Газета «Русский инвалiд» за 18 июля...».
Спектакль «Облом off » (Угаров — автор пьесы и режиссер) награжден призом зрительских симпатий на фестивале «Золотая маска».

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке