Доцент ПГУ рассказал о детстве, прошедшем в гетто

Во время войны 3-летний Ихиль стал узником. Эти годы он, теперь уже пожилой человек, до сих пор вспоминает с содроганием

Доцент ПГУ рассказал о детстве, прошедшем в гетто

– Я многое помню. Но не просите рассказать подробнее, чем я сам себе могу позволить. Это слишком тяжело,  – с таких слов начал нашу встречу полковник в отставке, доцент кафедры «Техносферная безопасность» ПГУ Ихиль Давидович Горешник.

Не успели эвакуироваться

До 22 июня 1941 года он счастливо жил в городе Балте Одесской области со своей семьей: папой, мамой и старшим братом. Родители были простыми рабочими. Когда началась Великая Отечественная война, Ихилю было всего три с половиной года. 

Отца сразу же забрали на фронт. Родным больше не суждено было увидеть его: в 1943 году он пропал без вести под Сталинградом.

Но еще раньше на волоске повисла судьба его семьи. Сначала в город вошли наемники-итальянцы, а осенью 1941 года – немцы. 

Большая часть населения не успели  эвакуироваться. Людей призывали к спокойствию, о том, что фашисты стремительно наступают, никто не знал. 

Goreshnik.jpg

Многие пытались бежать, но было поздно. 

– Мы с мамой и братом тоже хотели покинуть город. Ушли примерно на 30 километров. Нас догнали и вернули обратно в Балту. Надежда спрятаться у знакомых в одном из ближайших сел тоже растаяла. Мама не решилась подвергать опасности чужую семью, ведь тех, кто укрывал евреев, расстреливали, – вспоминает Ихиль Давидович. – Добывать продукты было очень сложно. В первые недели оккупации мы, дети, по утрам бегали к итальянцам. Брали котелки и поливали им на руки воду, чтобы солдаты могли умыться. Они, смеясь, накладывали нам в эти котелки кашу.

Шаги над головой

С приходом немцев на улицах начались массовые расстрелы. Люди прятались на чердаках, в подвалах.

Когда немцы заходили в дом, внизу, в подвале, было слышно, как под сапогами скрипят половицы. 

– Дети начинали плакать, а родители, чтобы не было слышно, крепко зажимали им рты. Становилось тяжело дышать, – прерывистым голосом рассказывает Горешник. 

В сентябре 1941 года в Балте было создано гетто, куда согнали еврейское население – не только местных, но и из других областей Украины. В одном доме жили по 20–30 человек.

Goreshnik_3.jpg

Еврейским пленникам предстояло пройти настоящий ад: избиения, унижения, каторжный труд, казни. 

Еду мог получить только тот, кто работал. С утра и до позднего вечера узники гетто строили аэродром недалеко от Балты. 

– Мама немного сама поест, остальное нам с братом приносит, – вспоминает Ихиль Горешник. – Многие с тех работ не возвращались.

Человек крепкой закалки

Весной 1944 года город был освобожден от немецких захватчиков. За время оккупации еврейское население в нем сократилось в два раза. 

– Когда умолкли выстрелы, люди начали выходить из своих укрытий. Казалось бы, радуйся: вот она, долгожданная свобода! Но стало еще страшнее. Мы увидели сотни мертвых тел на улицах, – вытирая слезу, продолжает Ихиль Давидович. – А потом был голод, который тоже унес множество жизней.

Но город постепенно восстанавливали. Люди вздохнули свободно, когда пришел май 1945 года.

Когда объявили о Победе, все выбегали на улицы. Плакали, целовались, обнимались. Горешник это очень хорошо запомнил. Ликование длилось несколько дней.

3.jpg

Свою дальнейшую судьбу ребенок войны решил связать с армией. И после школы осуществил свою мечту, поступив в Арзамасское училище связи. Прослужил больше тридцати лет. В запас ушел в звании полковника.

Многое повидал, но ничего не могло сравниться  с тем ужасом, который он испытал в детстве. Даже война в Афганистане, где тоже пришлось глядеть смерти в лицо. 
Ведь фашисты хотели стереть с лица земли целые народы, не щадили даже стариков и младенцев... 

Трудные воспоминания

В Пензу Ихиля Давидовича направили в 1984 году, он получил должность заместителя начальника военной кафедры политехнического института. 

На Украину, в родные места, он часто ездил в отпуск. Но в Балте находиться было очень тяжело. При виде дома, в котором жил во время оккупации, накрывали воспоминания. И снова звучал в голове топот ног в тяжелых солдатских сапогах...

DSC_7003.jpg

– Хоть я и был маленьким, но отчетливо помню свои эмоции. И никому не пожелаю такое пережить. Даже кино и книги о войне мне трудно воспринимать. Конечно, есть фильмы, которые мы пересматриваем всей семьей, – «Освобождение» и «Горячий снег», «А зори здесь тихие». Они сняты так честно и искренне, хотя в них и не льется рекой кровь.

Нас остается все меньше – живых свидетелей того, кто своими глазами видел, на что способен нацизм, как он катком проходит по целым народам. Такое не должно повториться. Уроки истории нельзя забывать. 

Исторический факт

В декабре 1941 года в Балте было создано гетто, ограниченное несколькими улицами. В город сгоняли евреев из Румынии, Бессарабии, Украины. Как правило, это было лишь временное прибежище перед отправкой в лагеря смерти. Те немногие, кому удавалось остаться в гетто, имели больше шансов выжить. Многие умерли от голода и болезней.

Справка «ПП». Город Балта находится на юго-западе Украины, рядом с Молдовой, в 200 км от Одессы.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER