Что делать, если дети красят ногти на уроке?
Академик Марк Поташник сделал несколько «революционных» заявлений на встрече с пензенскими учителями
Он, например, считает, что у многих из нас есть высшее образование, но среднего — нет. Академик имеет в виду, что мы учимся в школе «для галочки». Через десять лет после последнего звонка мало кто вспомнит, что такое валентность и теорема о трех перпендикулярах, как устроены кольчатые черви и как размножаются одноклеточные организмы. Подразумевается, что все это и многое другое должен знать «средне-образованный» человек.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны требования к уроку XXI века. В чем их новизна по сравнению с требованиями десяти- или даже пятилетней давности?
Поскольку на мастер-классе гостя из Москвы было ограниченное количество учителей, мы записали наиболее интересные моменты для наших читателей.
Об успехе учителя
— Недавно спрашиваю учительницу, которая пригласила меня к себе на открытый урок, сколько у нее в классе право- и левополушарных детей? Она удивилась: «Я по такому признаку их не делила». Я не сдаюсь: «А сколько у вас холериков, флегматиков и так далее?». Этого она тоже не знала…
Я задавал вопросы не из праздного любопытства. Дело в том, что без этих знаний ее урок обречен на провал, сколько бы она к нему ни готовилась. В системе образования давно сложился стереотип, что успех работы учителя зависит от того, насколько хорошо он знает свой предмет. Но это не все! В первую очередь мы должны знать детей и уметь с ними общаться.
И дело не в том, из каких они семей — трудных или благополучных. Я убежден, что «нетрудных» семей вообще не бывает. Вспомните недавний трагический случай в одной из московских школ, где 15-летний Сергей Гордеев застрелил учителя географии и полицейского. Есть данные, что его семья считалась очень даже благополучной. Так что ярлыки в работе учителя очень мешают...
О важности психологии
— Я расскажу вам историю своей дочери Анастасии. Она отличный педагог, победитель олимпиады по математике среди московских учителей, составитель задачника по математическому анализу для классов с углубленным изучением математики. В общем, предмет свой знает идеально.
Недавно они с мужем переехали в Сиэтл (США), она устроилась в местную школу. Мы созваниваемся чуть ли не каждый день, по голосу чувствую: дочь все грустнее и грустнее. А однажды говорит со слезами: «Папа, у меня в классе одна девочка снимает на уроке колготки, кладет ноги на парту и красит ногти… А я ничего не могу сделать!».
Я ответил ей очень строго: «Если не можешь ничего сделать — ты никудышный педагог! Можно, например, сесть с девочкой рядом и сказать, что ты бы тоже хотела красить ногти на уроке. А вообще, в первую очередь нужно обложиться книгами по психологии и читать день и ночь, пока не найдешь выход. Ты никогда не научишь эту девочку математике, если не поймешь, что нужно делать».
Понимаете, в институтах нас учат многому… но не тому, насколько по-разному усваивают информацию девочки и мальчики, кинестетики и аудиалы и т.д. А ведь без этих знаний мы далеко не уйдем.
О поурочных планах
— Учителя часто жалуются на то, что в их работе много писанины и рутины: потому что «сверху» требуют планы и отчеты.
Я 20 лет проработал в самой многочисленной школе Москвы (в 1975 году в ней обучалось 2700 детей) и тоже был таким упертым директором, который «терроризировал» своих сотрудников выполнением этого пункта.
Одно время каждое утро встречал педагогов у дверей и просил показать их планы уроков… Одна учительница никак не поддавалась: то она «забыла» план дома, то он «у нее в голове». В общем, пошел к ней на урок в полной уверенности, что она его провалит. Но вышло наоборот: занятие было проведено блестяще — раскованно, грамотно, с глубокими выводами.
Тогда я понял, что нельзя оценивать учителя по наличию или отсутствию плана.
Есть просто учителя, а есть Учителя с большой буквы. Они не только учат, но и сами постоянно учатся — работают над собой, и это нельзя отследить ни по каким параметрам, кроме как по удовольствию, которое получаешь от их занятия.
Об умении выделять главное
— В сфере образования распространено еще одно заблуждение: чем больше знаний за урок мы дадим детям – тем лучше. Но больше — не значит лучше.
Сейчас я вам это докажу. О личности Наполеона написано более 200 тысяч книг, десятая часть из них — это рассуждения о том, что помешало ему победить в войне 1812 года. Подумайте, возможно ли изучить их все и нужно ли это?
А вот великий поэт Александр Пушкин всех этих томов не читал, но гениально сформулировал главную их идею в поэме «Евгений Онегин»:
Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
Некоторые учителя спорят со мной: мол, в предметах, которые они ведут, нет второстепенного — все главное! Но меня не переубедишь: зрелый учитель помогает детям «разложить все по полочкам», а не тонуть в океане похожей информации. Кстати, об этом же написано в требованиях к современному уроку.
О значении мотивации
— Школьники иногда задают вопросы: зачем, мол, мне нужно доказывать теорему? Для чего мне логарифмы и интегралы? Ведь это в жизни не пригодится!
— Учи, потому что надо! — говорят некоторые учителя.
Да, кто-то из детей будет заниматься, потому что надо. И у большинства полученная информация выветрится из головы как абсолютно ненужная.
Но ведь можно по-другому! Однажды я был на уроке у заслуженного учителя РФ, биолога Бориса Алексеевича Меркулова. Зашел в класс, увидел на стене плакаты с аскаридами и червями, и меня невольно передернуло. «Интересно, — подумал я, — как учитель объяснит детям, зачем им знать, как устроены черви?».
— Ребята, — начал урок Борис Алексеевич, — я понимаю, что вы не будете профессиональными биологами. Но будете мамами и папами, и вам придется отвечать на тысячи вопросов ваших детей. Будьте уверены: про червей вас обязательно спросят. Поэтому записываем тему...
О литературе и весне
— В идеале знания, которые преподаются в школе, не должны быть оторваны от реальности. Но у нас часто выходит наоборот...
На эту тему я часто рассказываю историю из своей жизни. Когда я оканчивал 9 класс, была потрясающая весна… Окна распахнуты, воздух опьяняет, в голове — только девочки, но никак не пьеса «Вишневый сад», которую мы проходили.
Наша учительница зачитала отрывок, когда сад продан: Любовь Андреевна горько плачет, и Аня становится перед ней на колени, говорит: «Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… Вишневый сад продан, это правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа...».
— Ребята, вспомните свою маму, — предложила нам учительница. — И подумайте над тем, как вы вели себя, когда у нее было горе. Кто из вас вставал перед ней на колени, целовал руки и говорил «милая, добрая, хорошая моя мама»? У меня подкатил ком к горлу. Я запомнил этот урок на всю жизнь.
Автор: Ирина БАЛАШОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru
Пензенцев просят поддержать Ларису Казакову, ставшую финалисткой премии «Знание.Премия 2024»
Она участвует в номинации «За просветительскую деятельность в системе среднего профессионального образования»В Белинском районе сельчанин подкараулил пенсионера и избил его ломом
Мужчина объяснил полицейским причину своего поведенияНовогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и ценыВ Пензе прошел областной конкурс управленческих команд образовательных организаций
Это мероприятие состоялось впервыеБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Вадим Супиков стал участником пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора
Мероприятие прошло в храме Христа СпасителяПрямая линия пензенского губернатора Олега Мельниченко пройдет 10 декабря
Олег Мельниченко в Совфеде поделился опытом по патриотическому воспитанию
Олег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
Состоялась рабочая встреча главного федерального инспектора по Пензенской области с руководителем ЦУР