Частные рельсы уперлись в тупик?
Так ли просто спортивной команде найти спонсора?
В последнее время все громче звучат призывы переводить командный спорт с государственных денег на частное финансирование, как это принято на Западе. И у нас в стране имеются отдельные примеры — в футбольной премьер-лиге играют частные клубы «Спартак», ЦСКА, «Анжи», «Краснодар». Тем временем спонсируемые из региональных бюджетов «Амкар» и «Томь» считаются архаичными. Но так ли просто команде найти спонсора? Рассмотрим на пензенских примерах.
«Лагуна» обмелела
На недавнем обсуждении народного бюджета по спорту выступал президент мини-футбольного клуба «Лагуна-УОР» Сергей Чернышов. Он с горечью констатировал, что 8 миллионов из бюджета 2011 года — это слишком скромная сумма. Денег нужно в два раза больше, иначе «Лагуна» может не заявиться на чемпионат России.
Корреспондент «ПП» обратился к председателю областного спорткомитета Григорию Кабельскому.
— Областной бюджет не в силах полностью покрывать расходы местных команд, — пояснил Григорий Ефимович. — Каждому клубу выделяется лишь некоторая часть денег, остальное необходимо искать самим, привлекая спонсоров.
Мысль, несомненно, здравая. Но реальность сурова. Даже губернатор Пензенской области Василий Бочкарев недавно признался, что выпросить пусть и небольшую сумму у местного бизнеса — это адский труд.
Чтобы у «Лагуны» в прошлом сезоне появился титульный спонсор — известная крупная сеть супермаркетов — понадобилось личное вмешательство главы региона. Сеть дала себя уговорить всего лишь на сезон. Сейчас спонсора у «Лагуны» снова нет.
100 писем — ноль копеек
И для другой команды Сурского края — хоккейного «Дизеля» — спонсоры тоже отыскались не без помощи Василия Бочкарева. Сейчас генеральным партнером команды выступает одна из местных энергетических компаний. В отличие от торговых сетей, энергетики добросовестно помогают финансами, как свидетельствует исполнительный директор клуба Дмитрий Корягин.
Годовой бюджет «Дизеля» — около 70 миллионов рублей (минимальная сумма, необходимая для заявки в ВХЛ). Примерна половина покрывается за счет средств сурских налогоплательщиков, остальное — благодаря спонсорам.
Для сравнения, тюменский «Рубин» тратит в год примерно в семь раз больше денег, нефтекамский «Торос» — в четыре раза, даже у «Лады», аутсайдера прошлого сезона, бюджет вдвое превышал пензенский. Да, в этих регионах работают богатые компании нефтегазового комплекса, завод «Автоваз», чего не скажешь о Пензенской области, но ведь и у нас же есть успешные предприятия, да те же крупные торговые сети! А что в итоге?
Ответ дает директор футбольного клуба «Зенит» Сергей Куприн:
— В прошлом году я лично встретился с руководителями 30 предприятий, написал около сотни писем, в том числе и руководству супермаркетов. Результат — нулевой.
Даже школе не поможем
Безусловно, до Запада, где у бизнеса в порядке вещей отдавать до 10 процентов прибыли на развитие социальной сферы и спорта, нам далеко.
Хотя в России спорт играет куда более важную социальную роль, чем в благополучной Европе.
Каждый мальчуган, который пришел в хоккейную или футбольную секцию — это минус один ребенок, бесцельно шатающийся по улице и постигающий ее сомнительные «университеты». Но, по словам Сергея Куприна, даже на просьбу помочь деньгами футбольной школе, практически весь местный бизнес отвечает дружным отказом.
Нежелание вкладываться в спорт, по словам руководителей пензенских клубов, — это беда общероссийская. Но предприниматель, работающий на берегах «Суры» отличается особой скупостью.
Для сравнения — у футбольного клуба «Калуга» титульным спонсором является концерн «Фольксваген». Саратовскому «Соколу» дают деньги местные представительства одной из крупнейших сотовых компаний, солидного российского банка и еще несколько серьезных спонсоров. В курский «Авангард» инвестируют деньги семь компаний. Или интереса ради загляните на сайт аутсайдера зоны «Центр» — подмосковной команды «Подолье». У команды, базирующейся в маленьком селе Московской области около полусотни спонсоров!
Есть отдельные случаи, когда команду содержит один человек, влюбленный в спорт. Например, предприниматель из Волжска спонсирует «Ариаду-Акпарс», давая деньги и клубу (а бюджет будет поболее, чем у «Дизеля»), и на содержание ледового дворца. Был подобный пример и у нас. Все та же «Лагуна», базируясь в Каменке, полностью существовала на деньги местного предпринимателя. Но, как говорится, времена меняются.
Вот и получается, что частный путь развития для нашего спорта пока под вопросом. Так что, спасибо налогоплательщикам и региональным властям, что помогают командам держаться на плаву. Ведь каждый клуб — это не только команда, выходящая на поле и площадку, но и спортшколы, в которых дети выбирают путь физического совершенствования и здоровый образ жизни.
Как менялись бюджеты ведущих пензенских клубов за последние три года?
«Дизель»
2009 год
Общий бюджет 35,7 млн. рублей (бюджетные деньги — 33,2 млн. рублей, спонсорские деньги — 2,5 млн. рублей)
2010 год
Общий бюджет 42,9 млн. рублей (бюджетные деньги — 42,9 млн. рублей)
2011 год
Общий бюджет 62,1 млн. рублей (бюджетные деньги — 43,7 млн. рублей, спонсорские деньги — 17,4 млн. рублей)
«Зенит»
2009 год
Общий бюджет 22,7 млн. рублей (бюджетные деньги — 17,2 млн. рублей, спонсорские деньги — 5,5 млн. рублей)
2010 год
Общий бюджет 33,6 млн. рублей (бюджетные деньги — 25,8 млн. рублей, спонсорские деньги — 7,8 млн. рублей)
2011 год
Общий бюджет 28,6 млн. рублей (бюджетные деньги — 26,6 млн. рублей, спонсорские деньги — 2 млн. рублей)
«Лагуна»
2009 год
Общий бюджет 11 млн. рублей (бюджетные деньги — 6 млн. рублей, спонсорские деньги — 5 млн. рублей)
2009 год
Общий бюджет 12 млн. рублей (бюджетные деньги — 6 млн. рублей, спонсорские деньги — 6 млн. рублей)
2009 год
Общий бюджет 8,3 млн. рублей (бюджетные деньги — 8,3 млн. рублей)
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Рекомендательные технологии в блоках платформы рекомендаций Sparrow, размещенных на cайте pravda-news.ru

Осталось несколько дней до завершения весенней акции для владельцев «Пушкинской карты»
Данная акция проводится во второй раз и объединяет свыше 1000 учреждений культуры в 76 регионах
В Пензенской области начался весенний этап акции «Неделя без турникетов»
Пензенские школьники и студенты посетят ведущие промышленные предприятия
Пять причин, почему люди боятся проходить процедуру банкротства
В 2025 году отношение к банкротству постепенно меняется
Предприниматели потратили 1 млрд СберБизнес Спасибо на оплату продуктов и конвертацию в рубли
К программе лояльности, которая появилась год назад, уже подключено 650 тысяч предпринимателейБанк «Кузнецкий» вошел в ТОП-100 российских банков по числу офисов
Новый уровень защиты: СберСтрахование начала страховать экраны подержанных смартфонов
Сбер и R-Vision усилили сотрудничество для киберзащиты российских компаний
Сбер: кража средств мошенниками с записью голоса или фото жертвы технически невозможна