Базаровы наших дней

Базаровы наших дней

Все чаще среди подростков встречаются те, кому в этой жизни ничего не интересно. И во многом виноваты мы – взрослые.

Подростки — существа ранимые и непредсказуемые. Они легко поддаются разным новомодным течениям и так же легко отходят от них, меняя компании и сферу интересов. Но все чаще среди молодых людей попадаются и ко всему безразличнее — те, кому ни до чего и ни до кого нет дела. Порой они отрешенные и молчаливые, порой — вспыльчивые и даже агрессивные. Кажется, что к своим 15-16 годам они уже все в жизни повидали.

Попутчик
По служебным делам ездил в Москву. Дорога в поезде долгая. Понятное дело, разговаривать с попутчиком, разделившим со мной боковые места, о чем-то надо. Назовем молодого человека, к примеру, Артем.

В окно, в отличие от меня, парень не смотрел. Проплывающие пейзажи его не интересовали. Молодой человек молча разглядывал свои руки, и время от времени жевал стандартную дорожную еду — вареную курицу, которую заботливо приносила его мама, ехавшая в соседнем вагоне…

Что ж, познакомились. Завожу разговор. Ответы получаю односложные. Говорит, что перешел в 11 класс. Поступать намеревается в Пензенскую сельскохозяйственную академию — якобы зачислиться туда проще простого. Хотя в течение года парень может и передумать — мало ли что еще подвернется, более легкое. Порасспрошу, думаю, про музыку — в этом возрасте все от чего-нибудь да фанатеют, по себе помню.

— Артем, как тебе в этом году «Евровидение»? — интересуюсь.
— Музыку я в принципе не слушаю. Пользы от нее все равно никакой.
— То есть ни рок, ни джаз, ни попса, вообще ничего тебя не увлекает?
— Ничего.
— Ну, давай с тобой о книгах, что ли поговорим. О писателях. Какие тебе нравятся: современные или классические?
— Книг я не читаю. Пустая трата времени. В жизни это не пригодится.
— То есть ты за всю жизнь ни одной книжки не прочитал?
— Ну, прочитал — по школьной программе. И ни одной книгой больше. Поэтому разговор поддержать, увы, не смогу.

Я потихоньку обалдеваю — принципиальный какой парень. Вспоминаю еще одно повальное увлечение молодежи…
— Наверное, целыми днями за компьютером сидишь?
— Еще чего? Чтобы, как дебил потом со стеклянными глазами ходить? Компьютер у меня, конечно, есть. Но я его даже не включаю. И ни с программами, и тем более играми, не знаком.

— Ну, хоть что-то тебе интересно?
Парень на пару минут задумался.
— Сегодня «Локомотив» играет. Я за него болею. Если б не эта дурацкая поездка в Питер, которую мать затеяла, сидел бы сейчас перед телевизором, ел чипсы и футбол смотрел! А всю эту культуру-архитектуру питерскую я ненавижу! И чего люди в ней нашли?
— Так ты ж эту архитектуру не видел ни разу? — удивляюсь я.
— А я ее заранее не люблю…

После этого мальчик-нигилист полез на верхнюю полку, буркнув, что общаться со мной ему — ПРИНЦИПИАЛЬНО — не о чем. И моментально уснул безмятежным сном человека, у которого все хорошо.

А я задумался… Уверен, что мама Артема делает все, чтобы из сына получился нормальный гражданин России. Чтобы получил достойное образование, нашел интересную работу и обрел счастье в жизни. Но что делать, если он ничего не хочет? Если ему ничего не интересно?

«Последний звонок? Отстой!»
Никита — сын моих хороших знакомых — в этом году окончил школу. К празднику последнего звонка родители начали готовиться чуть ли не с 1 сентября. Обговорено было все: сценарий, подарки, культурная программа, торжественный ужин в ресторане… Короче, денег ушло много.

Наконец, наступило 25 мая. Ребенок встал рано утром, собрался. Сказал родителям, что пойдет один, поскольку он взрослый, а если товарищи его увидят с мамой и папой, то засмеют. Сказал — ушел. Родители прибыли в школу к назначенному часу. Никиты среди выпускников не было. На телефон он не отвечал. Панику родители поднимать не стали: сын отличался своенравностью, мог пообещать что-нибудь и не сделать, а потом спокойно сообщить: «Как-то из головы вылетело».

День прошел на одном дыхании: торжественная линейка, цветы и подарки учителям, грамоты родителям, прогулка на теплоходе, праздничный ужин. Никита не появился ни к первому, ни ко второму, ни к третьему. Вернувшись домой, родители застали сына за компьютером.

Свой поступок Никита объяснил так:
— Не люблю все эти мероприятия. Одноклассники надоели, прикидываться, что жаль расставаться со школой, не хочу. Я лучше за компьютером поиграю.
— Ну как же, Никита, мы костюм тебе купили, ужин в ресторане оплатили. Знаешь, как нам неловко было перед остальными, что ты не пришел? — попытался вразумить сына отец.
— Это вам неловко. А мне-то что до других? Если хотите, чтоб я на экзамены пришел, пожалуйста, больше ко мне не лезьте!
На экзамены, к слову, Никита, сходил. Сдал не Бог весть как. Но родители и этому были рады.

Комментарий психолога
Елена Буренкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ПГПУ им. В.Г. Белинского:
— У подросткового отрицания есть две стороны — одна, демонстрируемая как реакция на вопросы взрослого, другая — скрытая, связанная с неразвитым познавательным интересом к жизни.
Первая подчиняется закону «с возрастом пройдет», а вторая таит в себе беду, и очень большую, т.к. именно отсутствие интереса к жизни приводит к необратимым губительным для личности последствиям — алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, саморазрушительное поведение, варварство и т.д.

Отвечать на все вопросы взрослого «Нет», это своего рода обозначение своих социальных границ, противопоставление себя взрослым. И здесь одна из главных ошибок родителей — пытаться думать за подростка, что ему интересно, что его увлекает…

Каждый раз важно помнить, что именно в этом возрасте происходит ломка взглядов, ценностей, устоев, навязанных миром родителей, и попытка найти и понять свои нормы. Да, процесс такой «ломки» болезненный для всех — и для «отцов», и для «детей». И бороться с такого рода недугом возможно только искренним интересом к тому, что происходит в душе юного взрослого.

Неразвитый познавательный интерес уходит корнями в дошкольное детство, когда ребенку на все его попытки узнать мир, и попробовать сделать что-то самому взрослые говорили «Нет», объясняя тем, что «мал еще», «давай я сделаю быстрее» и т.д.

Нетерпимость взрослых и невнимание к деятельности подростка приводит к тому, что он вообще перестает что-либо делать и желать, считая, что все равно у него ничего не получится. Интерес к жизни замораживается. Ребенок начинает «уходить». Сначала в ничегонеделание, потом, часто, в деструктивное поведение. 

И еще. Если взрослые в семье ничем, кроме быта и телевизора не интересуются, то сложно ожидать многого от подростков. И прежде чем винить молодежь, родителям неплохо было бы и в зеркало посмотреть...

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER