Александр Сегень в Пензе – о смысле веры, предназначении человека и как подняться в небо без крыльев

Известному российскому писателю часто снится, что он летает

Александр Сегень в Пензе – о смысле веры, предназначении человека и как подняться в небо без крыльев

Российский прозаик, автор романа «Поп» и сценария к одноименному фильму Александр Сегень побывал с творческим визитом в Пензе и дал интервью «ПП». Ниже – его самые интересные монологи. 

Писательское братство 

«После развала СССР поэты и прозаики разделились по своим политическим пристрастиям, разбежались по различным творческим союзам. И каждый принципиально читал и хвалил исключительно произведения литераторов, состоящих с ним в одном объединении. И только спустя почти 30 лет люди стали понимать, что это неправильно и нужно вернуться к прежнему единству. Наконец мы влились в одну большую Ассоциацию союзов писателей и издателей. Начали вновь встречаться, куда-то вместе выезжать. Оказалось, не такие уж мы противники. 

Как-то встретились с одним писателем, не разделяющим мои взгляды. Он говорит: 

– Мы с тобой по разные стороны баррикад, не знаю, как найдем общий язык. 
– Стоп! Ты в Бога веришь? – спрашиваю. 
– Да…
– Иисус Христос – сын Божий? 
– Да!
– Пушкин – гений?
– Гений!
– Ну так наши взгляды на 90 процентов совпадают».

В чем смысл веры

«Помню один забавный эпизод. В конце 1980-х – начале 1990-х закончился период атеистической пропаганды, церкви стали возвращать храмы, люди вновь потянулись к православной вере. На одном чемпионате по футболу команда вышла на поле и каждый игрок широко перекрестился, поклонился до земли, видно, кто-то им сказал, что это может помочь победить. Стали играть – и продули. На следующем матче ни один из футболистов не перекрестился. Действительно, какой смысл, если не помогло. Вот если бы выиграли… 

Такое, знаете, потребительское отношение: поверю, если мне что-нибудь дадут и исполнят желание. Некоторые умудряются устроить торг в вопросах посмертной участи: если буду верить – то попаду в рай, не буду – отправлюсь в ад. 

Смысл веры не в том, чтобы получить для себя и в этой, и в загробной жизни какие-то преференции. Нужно просто жить по Божьим заповедям, просто хорошо делать свое дело, любить окружающих, стараться, чтобы твой труд приносил пользу, по крайней мере твоей семье. Если добился большего – твоей стране, еще выше поднялся – всему человечеству.

1684410666338.jpg

Делать добро – естественный порыв души. В этом и есть смысл веры. Когда я был в Чечне во время боевых действий и встречался с нашими военными, мне рассказали историю: в одном подразделении собрались бедовые парни – любители выпить, рассказать непотребный анекдот, подраться – в общем, не самые положительные герои. Но когда однажды в их укрытие влетела граната, один из них мгновенно накрыл ее своим телом и погиб. А его товарищи остались живы. То есть боец выполнил Христов завет «отдать жизнь за други своя», не задумываясь об этом, таков был его естественный порыв. Вера – не показная – была где-то у него внутри. 

Или вспомним знаменитого Александра Матросова. Рассказывали, он тоже не был примерным пионером, скорее трудным подростком. А настал момент, и он лег на вражеский пулеметный дот». 

«Для меня главное – сострадание»

«Меня иногда называют православным писателем. Да нет, я просто писатель. Русский писатель. То есть человек, для которого в искусстве главное – сострадание, сопереживание. Чтобы мой герой вызывал положительные чувства, чтобы читатель желал ему только добра. 

Признаюсь, люблю, грешным делом, посмотреть иногда голливудские ужастики. И вот что заметил: часто в экспозиции фильма персонажи выезжают куда-то в малолюдное место, где проводят время далеко не благостно: предаются разврату, принимают наркотики. Вдруг появляется откуда ни возьмись чудовище и начинает их убивать. Заметьте, даже в таком низком жанре, как хоррор, прослеживается ветхозаветная идея: не уподобляйся скоту, иначе за тобой придет монстр и сожрет подобно тому, как были уничтожены нечестивые жители Содома и Гоморры. 

А нужно быть чистым, не запачканным грехами. Быть просто человеком, потому что Господь создал людей для того, чтобы они становились все лучше, совершенствовались духовно».

Когда-нибудь мы полетим без крыльев

«Мне часто снится, что я летаю. Значит, где-то внутри человека заложена мысль о том, чтобы отправиться в полет без крыльев и летательных аппаратов. Может быть, когда-нибудь Господь даст нам эту возможность?

Один из моих романов посвящен жизни вымышленного кинорежиссера с начала 1950-х и примерно до наших дней. Но при этом рядом с ним действуют реально существовавшие персонажи. По сюжету  мой герой много общается с великим Андреем Тарковским. Они то дружат, то враждуют, потому что идут в искусстве разными путями. И вот в начале 1970-х вымышленный режиссер собирается ставить фильм о летучем человеке. 

1684410666367.jpg

И, представляете, когда я дошел до этого момента – узнал, что в то же время, что и мой герой, только в реальности Тарковский хотел экранизировать фантастический роман Александра Беляева «Ариэль» и даже написал сценарий к картине. Главный персонаж этого произведения, английский юноша Ариэль, в результате экспериментов ученых приобрел способность летать. Вот такое удивительное совпадение!

Но, к сожалению, замысел Тарковского так и не воплотился в жизнь».

О силе духа и знамени победы

«В 2017 году у меня вышел роман «Знамя твоих побед», сюжет которого строится вокруг сборной СССР на летних Олимпийских играх – 1986 в Монреале. Накануне закрытия Олимпиады советские и канадские спецслужбы получили информацию о том, что готовится теракт, который собираются устроить бандеровцы, бежавшие в Канаду от возмездия после Великой Отечественной войны. Они планировали застрелить знаменосца советской сборной – борца Ивана Шарыгина (прототип – двукратный олимпийский чемпион Иван Ярыгин). А чуть раньше звонки с угрозами поступили спринтеру Владимиру Быстрицкому (прототип – двукратный олимпийский чемпион Валерий Борзов). Его обещали убить во время выступления. Это все реальные факты. Но спортсмен, несмотря ни на что, вышел на старт и завоевал бронзовую медаль. Угроза оказалась провокацией. 

Однако кто мог гарантировать, что украинские националисты не станут стрелять в Шарыгина? Руководство канадских спецслужб рекомендует либо сменить знаменосца, либо вообще снять нашу команду с участия в закрытии Олимпиады. Шарыгин отказывается передать знамя другому члену сборной, не желая подставлять товарища под пули. И вся команда решает выйти на церемонию. 

В итоге теракт так и не состоялся по неизвестной причине. Полагаю, что если бы его предотвратили канадские спецслужбы – уж они-то заявили бы об этом на весь мир. 

Но для меня главным было рассказать о силе духа Ивана Ярыгина (Шарыгина): он совершил настоящий подвиг, готов был пойти на смерть со знаменем своей страны в руках. 

И уж точно он и в страшном сне не мог представить, что когда-нибудь российские спортсмены станут выходить на Олимпийских играх под белым флагом, ассоциирующимся с капитуляцией. Большего позора для нашей сборной и придумать невозможно.

Для меня не являются аргументом заявления: мол, спортсмены четыре года готовились и какая разница, под каким знаменем выступать! Иной военный летчик всю жизнь готовится к боевым действиям, но так ни разу и не вступит в столкновение с противником. Так что же, ему теперь кричать: немедленно развяжите войну, иначе зачем я столько времени изучал тактику воздушного боя?» 

О нашумевшем фильме «Поп»

Александр Сегень в роли фашиста.jpg

«У отца Александра Ионина в романе «Поп» два прототипа. По характеру он близок нашему современнику, протоиерею Сергию Вишневскому, ветерану ВОВ, с которым я был лично знаком. Он был удивительным пастырем, пронесшим веру в Бога через всю жизнь, веселым, остроумным человеком. И супругу моего героя, матушку Алевтину, я писал с матушки отца Сергия Александры. 

А вот исторический прототип моего героя священник Алексий Ионов – участник Псковской православной миссии – персонаж неоднозначный. Перед тем как Красная Армия освободила Псков, он вместе с семьей эвакуировался на Запад. Не мне его судить. Скорее всего, он боялся за судьбу родных и приемных детей, которых могли преследовать. 

Но мой отец Александр не мог уйти с немцами! Он не бросил свою паству, свою Родину, претерпел гонения, отсидел в лагерях, но выжил и продолжил свое служение.

В роли отца Александра я видел Станислава Любшина или Олега Янковского, но Станислав Андреевич на момент начала съемок тяжело болел, а Олег Иванович был занят в фильме Павла Лунгина «Царь». Владимир Хотиненко пригласил Сергея Маковецкого, прекрасного актера. Но он сыграл моего героя совсем не таким, как он описан в романе, сделав его белым и пушистым. А книжный отец Александр в душе – офицер. 

Признаюсь, мне обидно, что только один мой роман экранизирован. С другой стороны, фильм снял сам Владимир Хотиненко – а это уже знак качества! 

Справка «ПП» 

Кадр из фильма Поп.jpg

Пик популярности Александра Сегеня пришелся на 2010 год. Тогда вышла историческая картина режиссера Владимира Хотиненко «Поп» (об одной из малоизу­ченных и спорных страниц Великой Отечественной войны – Псковской православной миссии). Фильм поставлен по роману писателя, его же перу принадлежит сценарий. 
  
Творческий путь Сегеня начался еще в 1980-х. С того времени он создал более 70 произведений, переведенных на разные языки. Его труды отмечены множеством престижных литературных премий России. 

Писатель продолжает традиции классиков русской литературы с ее высокой духовной миссией, провозглашенной Пушкиным: «глаголом жечь сердца людей».
 
В Пензу Александр Юрьевич приехал в творческую командировку (в рамках проекта Ассоциации союзов писателей и издателей России) и провел несколько встреч с читателями.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER