Абсолютный слух и чуткое сердце

Абсолютный слух и чуткое сердце

Этой осенью музыкальная школа №1 города Пензы отметила свой юбилей.

Историю свою здесь хранят бережно. Есть музей, в котором  немало уникальных экспонатов: редкие фотографии, буклеты, альбомы, документы.  Они рассказывают и о первых преподавателях музыкальных классов, с которых школа начиналась. Один из них — Лев Соломонович Шор.

Заявил о себе музыкой
24-летний воспитанник Петербургской консерватории  прибыл в Пензу в 1882 году, чтобы вести класс фортепиано. Рекомендацию ему дал директор консерватории К.Ю. Давыдов, известный виолончелист и композитор.

Николай Крейер, музыковед, в своей книге «Композиторы Пензы» писал: «Председательница отделения ИРМО (Императорское русское музыкальное общество. – Авт.), богатая меценатка «ее превосходительство» Татищева (жена губернатора. – Авт.) была не в восторге от этой рекомендации. Не хватало, чтобы под ее началом дворянских сынков и дочек воспитывал какой-то еврей». Но делать было нечего, ведь этого Шора рекомендовал сам Давыдов!

Открытие музыкальных классов состоялось 24 сентября 1882 года в зале Дворянского собрания (ул. Кирова, 13, где ныне располагается Законодательное собрание). После официальной части был дан концерт силами преподавателей.

Вот что писали по этому поводу в «Пензенских губернских ведомостях»: «Музыкальная школа в Пензе в первый же год, благодаря выдающемуся подбору преподавателей, будет стоять на высоте своего призвания; дело музыкального образования в хороших руках».

А вот отзыв газеты еще на один концерт с участием Шора два месяца спустя: «…Мы слыхали довольно много пианистов, развитых в механическом отношении до возможной степени совершенства, но избыток такого огня, нервной силы, такой глубины чувства мы встречали редко. Это те свойства, которые производят влияние на массу публики и составляют драгоценный дар природы: без них музыкант не художник, а механик; они не приобретаются, а даются от природы».

Педагогический талант
Шор завоевывал симпатии горожан и умением общаться с учениками. К каждому он находил свой подход.
В конце ноября 1883 года держали экзамен не преподаватели, а их ученики. «Пензенские губернские ведомости» писали: «Концерт привлек много публики, буквально переполнившей зал. Главным инструментом, на котором играли ученики, было фортепиано. Этот инструмент наиболее употребительный, и учащиеся на нем составляют в школе наибольший процент».
Хочется добавить, в этом большая заслуга и педагога.

К сожалению, музыкальные классы стали испытывать серьезные финансовые трудности. Порой денег не хватало даже для оплаты работы учителей. Обстоятельства вынудили Шора обратиться к губернатору с просьбой открыть частную школу. Тот переслал письмо в дирекцию ИРМО, в Санкт-Петербург. Оттуда пришел отказ.

Заручившись поддержкой состоятельных родителей учеников, он все-таки открыл школу. Новые заботы не мешали его активной концертной деятельности, часто благотворительной. В марте 1888 года в зале Дворянского собрания с успехом прошел его очередной концерт. Половину сборов он отдал в пользу бедных учеников реального училища.

Шор не сдается
В 1890 году Шора пригласили на должность директора отделения и руководителя музыкальных классов. К тому времени к трудностям финансовым добавилось отсутствие помещения.
При организации классов в Дворянском собрании были выделены две комнаты для занятий. Теперь их отобрали. Имущество находилось в разных местах. Один рояль оставался на прежнем месте, другой перевезли в здание женской гимназии, нотную библиотеку разместили на квартире у знакомого Шора.

Классы существовали на частные взносы. С большим трудом губернский комитет попечительства выделил деньги, чтобы снять помещение для занятий с детьми бедных жителей. Кстати, инициатором этих занятий был Шор.

Лев Соломонович не сдавался. В сентябре 1897 года он доложил на собрании отделения ИРМО «… о печальном положении Общества, близком к совершенному упадку и ликвидации...».

Четверть века служения
В такой атмосфере творчества, борьбы и служения избранному делу встретил Лев Соломонович Шор юбилейную дату своей жизни — 25-летие музыкально-педагогической деятельности.

Выдающийся русский композитор А.К. Глазунов, директор Санкт-Петербургской консерватории, в своей поздравительной телеграмме писал: «Выражаю искренние пожелания продолжать служить искусству с той же неутомимой энергией, какой всегда отличались плодотворные труды талантливого художника и педагога».

Осуществление мечты
Революция 1917 года внесла много изменений и в музыкальную жизнь города. В ноябре 1918 года в Пензе была торжественно открыта Народная консерватория. В наследство от Русского музыкального общества ей досталась нотная библиотека, несколько клавишных, струнных и духовых инструментов. Председателем Совета и Исполнительного Комитета Народной консерватории был назначен А.В. Касторский, ветеран музыкальной школы.

В 1919 году Л.С. Шор был утвержден заведующим музыкальной частью Пензенского пролеткульта, руководителем его музыкальной студии. На этой должности он находился до 1922 года.

Признание
Судьба этого человека была наполнена борьбой с трудностями, преодолением. Но одно очевидно: его таланты в Пензе ценили и, к счастью, успели сказать ему об этом при жизни. Общественность достойно отметила 40-летие творческой, педагогической деятельности Льва Соломоновича. «Трудовая правда» 31 мая 1922 года писала: «40 лет Л.С. Шор был самым блестящим музыкантом и учил других понимать произведения искусства. За это ему слава!».

Умер Лев Соломонович в конце декабря 1922 года. Не выдержало сердце…

P.S. Нельзя не сказать вот о чем: на мемориальной доске на здании школы нет имени Л.С. Шора. Быть может, это досадное упущение можно исправить к 350-летию города?

Автор: Абрам ПЕКНЫЙ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER