У каменского предпринимателя дома есть трон

У каменского предпринимателя дома есть трон

Шикарный, из натурального дерева. При этом никакой мании величия

Сергей Анатольевич — потомственный столяр. Правда, есть в его характере некий стержень. Например, он считает, что человек должен управлять обстоятельствами, а не наоборот.    

Заходим в его кабинет при мастерской — о, еще один трон! Хозяин усаживает меня на это произведение искусства. А что? Вполне удобно. А как приятно здесь пахнет деревом!

— Столярничать меня дед научил, — рассказывает Сергей. — Первое, что я сделал самостоятельно, — это топорище. Потом стал вырезать деревянные ложки.  Испокон веков в деревне это были вещи первой необходимости. Во времена моего детства нас и в школе учили работать руками.  Считалось, что для мужчины это обязательно.  В мастерской стояли токарный и фуговальный станки. А современные выпускники не способны даже табуретку сколотить… Дико мне это. Все хотят стать юристами, экономистами. Столяром — никто. И это в России, где лес — одно из главных богатств!

Сначала Сергей думал, что столярничество станет хобби. Окончил инженерно-строительный институт. Три года поработал по специальности на стройке. Но понял: не его это. Затосковал по запаху свежей деревянной стружки. И послушал свое сердце, вернулся домой, в Кевдо-Мельситово.

Счастливые табуретки

Начиналось все с тех же табуреток. Сергей торговал ими в Москве, на Бабушкинском рынке. Родственники ездили туда продавать мясо, и он отправился с ними, правда, без особой надежды на успех. Встал в торговый ряд со своими изделиями. И что вы думаете? Табуретка и в Москве нужна — раскупили моментально!

Это Сергея воодушевило. Он купил в кредит первый станок. Правда, самодельный, зато в три раза дешевле магазинного.

— А для меня тогда цена имела огромное значение, — вспоминает Сергей. — Но этот «самиздат» много мне крови попортил.

Рассказывая, хозяин перебирает на столе бумаги. И я вдруг замечаю, что на обеих руках на нескольких пальцах не хватает фаланг… Вот цена царского трона.

К счастью, сейчас у него импортное оборудование. А в 2009 году, когда открыл свое дело, каждая копейка была на счету. Тогда давали по 58 тысяч рублей тем, кто решил заняться бизнесом. Сергей среди своих знакомых нашел желающих создать кооператив, объединив средства.   

Без устали трудился сельский столяр над заказами, а их было немало: окна, двери, деревянные композиции для украшения двора. Видя такой успех предприятия, пайщики попросили… вернуть вложенные ими доли «живыми деньгами». Но это было невозможно — все шло в дело. Изъять средства значило остаться без необходимых инструментов, без исходных материалов.

Люди не понимали этого, обижались. Потихоньку Сергей расплатился со всеми и в дальнейшем рассчитывал только на себя.

Против мира пластика

Одним из первых в нашем регионе он начал делать деревянные евроокна.

— Ненавижу пластик. Он не «дышит», — объясняет Рыдиков. — Россияне  погнались за модой, отошли от традиций. Вы не думали, почему так часто в последнее время случаются пожары, в которых много жертв? Не от огня гибнут люди, а от едкого дыма задыхаются. При горении пластик выделяет ядовитые вещества, которые в считанные минуты отравляют организм.

В какой-то момент заказов стало так много, что Сергей понял: без большого цеха и помощников ему не обойтись. Купил здание старого сельского магазина, пострадавшего от пожара, – без крыши, без окон, без дверей. Отремонтировал. Сейчас у него восемь наемных сотрудников.

— Где же вы столько столяров нашли? — удивляюсь я.
— Научил, — смеется он. — У кого совсем ничего не получалось, сами уходили. Но если человек очень захочет, он все сможет. Двое ребят из Москвы вернулись, куда на заработки ездили.

Зарплаты в столице упали, и пошел отток сельского населения. Люди едут обратно в родные края.

От искусства до ящиков

Кризис, конечно, ударил по производству, признается Сергей. Число заказов  резко снизилось. Но цех зарабатывает не только на частных клиентах.

У Рыдикова проявился еще один талант — организаторский.

— Кризис вынуждает рассуждать и действовать, — говорит он. — На чем сейчас можно заработать? На заказах государственных учреждений или на оборонке. Мы стали активно участвовать в электронных торгах. Например, кто знает, что окна в доме-музее Толстого в Ясной Поляне наши, кевдинские? Работать было интересно — требовалось сделать все под старину. Фурнитуру нашли похожую на ту, что использовалась в XIX веке.

Помогали сельские мастера восстанавливать и Дом купца в Подмосковье.

А недавно кевдинские столяры выполняли заказ Министерства обороны РФ, которому понадобились деревянные ящики под автоматы Калашникова.

О видах дерева, его свойствах Сергей может рассказывать часами. Сожалеет, что пока не придумал, как использовать отходы производства.

— Сжигаем чистый столярный материал, — сетует он.

В выходные, когда помощники уходят домой, хозяин идет в цех и встает к станку. Душа просит. Музыкант не может не играть, художник — не брать в руки кисть. Потомственный столяр не мыслит жизни без смоляного запаха распиленной древесины, без белой пены стружки, падающей с верстака. Сильна наша генетическая память.

Добрые дела

Сергей построил дом, вырастил сына и посадил дерево. Причем не одно. Словно компенсируя взятое у природы, он уже четвертый год подряд растит в Кевдо-Мельситове «зеленую смену» — рябинки, елочки.  

Иной раз бабка корову гонит, сломает неокрепший стволик.

— Что же ты, бабка...
— Да прут мне нужен, жалко тебе, что ли?

Без толку спорить.

Многие люди в селе могут сказать Рыдикову спасибо. За аналой в церкви, что прямо через дорогу от дома. За игровую площадку в детском саду, прежде убогую, которую Сергей совершенно бесплатно обустроил вместе с сотрудниками. В одночасье здесь появились деревянная беседка, мостик, избушка на курьих ножках.

Готовили детям сюрприз: во время тихого часа все привезли, установили. Ребята вышли на прогулку и замерли: что за волшебство?

Есть в Кевдо-Мельситове родник. Вода в нем вкусная и прозрачная, как слеза. Но место было запущено. Теперь здесь красуется деревянный колодец.

А рядом и еще одна достопримечательность села. На какой-то праздник Сергей вместе с ребятами сделал для малышей много-много скворечников. Укрепили их на деревьях рядом с родником.
Первый год домики оставались пустыми. На второй — в каждом поселились шумные веселые скворцы, вывели птенцов. Целая птичья улица получилась. Сергей часто приезжает сюда смотреть, как пернатое племя кормит свой выводок, неустанно таская червячков и мошек в разноцветные домики. Шумит родник, щебечут скворцы.

Жизнь не проходит мимо.

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное