Так скроила матушка: пензенец воевал на территориях, которые освобождал его дед
После ранения на СВО Алексея Яковлева должны были комиссовать. Но он отправился штурмовать Красногоровку
На каждое поколение семьи Яковлевых выпадало военное лихолетье.
Как заговоренный
На фото – сельский мужик с кустистыми бровями и длинной бородой. Не зная истории Николая Дмитриевича Яковлева, деда нашего героя, скажешь, что всю жизнь землю пахал, с лошадьми умело управлялся. Отчасти так. Но к мирной жизни он пришел через три войны: Гражданскую, Финскую и Великую Отечественную.Яковлева-старшего призвали 1 сентября 1941 года из села Илюшкино (ныне оно входит в состав Неверкино). Ему на тот момент было 44 года. Служил связистом в 355-й бригаде.
– Когда кто-то говорит, мол, мне дед про войну ничего не рассказывал, я считаю это лукавством. Просто не так спрашивали, – рассуждает Алексей.
Его дед, вновь мысленно проживая события минувших дней, часто делился с внуком историями, когда оказывался на грани жизни и смерти.
Например, как они, пехотинцы, разместившись на броне танков, двигались к месту атаки. Вдруг Николай говорит товарищам: «Давайте спрыгнем». Те сначала отнекивались, но, когда Яковлев соскочил с брони, посыпались вслед за ним. И тут по танку прилетело.
А потом совсем уж мистический случай был. Расквартировались они в одной избушке в деревне. Прямо как в фильме «Они сражались за Родину». Утром выходят, а бабка-хозяйка к себе его зовет и говорит на ухо:
– Все твои друзья погибнут, а ты останешься жив.

Так и случилось. Что это было? Может, судьба сжалилась над мужиком или дома усердно молились за него жена и две дочки?
– Дед у меня три класса окончил, не особо разбирался в названиях армий и в операциях, в которых принимал участие, – говорит Алексей. – Но, сопоставив его рассказы с военной историей, я понял, что он шел на запад в составе легендарной 2-й гвардейской армии. Кстати, позже этому нашлось подтверждение на сайтах с информацией о боевом пути участников Великой Отечественной.
Обломали зубы Манштейну
В сентябре 1942 года Сталин подписал указ о создании резервной армии для защиты Сталинграда – 2-й гвардейской. Это был первый случай, когда армии изначально дали название, которое присваивалось за боевые заслуги. Видимо, было понятно: бойцам предстоит выполнить тяжелую работу.– Туда набирали только опытных бойцов, – продолжает Алексей. – А у дедушки столько войн за плечами! Формирование шло в Тамбовской области: в лесах, в строжайшем секрете.
В декабре их посадили в эшелоны – всего около 120 тысяч человек. Выгрузка происходила в точке, от которой до места назначения было 200 километров.
– И они зимой при минус 25 градусах совершили 200-километровый марш-бросок, таща на себе оружие, провиант и все прочее, – добавляет Алексей Владимирович. – Это был их первый подвиг. Но главное ждало впереди.

На выручку окруженной армии Паулюса шла армия под руководством Манштейна. Немцам оставалось 40 километров до Сталинграда, они уже чувствовали себя победителями. Но на реке Мышке их встретила 2-я гвардейская, прибывшая сюда на шесть часов раньше.
Николай Яковлев продолжал воевать. Освобождал Ростов, Мариуполь, Волноваху, Донецк, шел на Севастополь.
Это был первый эпизод военных действий, когда Николай Яковлев воевал практически бок о бок с сыном: Владимир был участником Керченской десантной операции. Но свидеться не удалось.
А много позже оба Яковлевых освобождали Кенигсберг, но тоже разминулись.
Война закончилась для Николая Дмитриевича в 1944-м под Бухарестом, откуда он отправился на родину.
Не испугались «Эдельвейса»
А Владимиру Николаевичу до возвращения домой было еще далеко. Мобилизованный в начале 1939 года, он в составе погранотряда нес службу на границе Литвы с Польшей. После Польского похода Красной армии территория страны отошла СССР, а пограничники передислоцировались на границу с Германией.Но в 1941 году под натиском фашистов отряд уже в составе действующей армии участвовал в оборонительных операциях. Пришлось отступать до самого Кавказа.

– С распухшими коленями в страшный мороз перешли Большой кавказский перевал и гитлеровские войска, которые стремились к азербайджанской нефти, туда не пустили. Устояли против элитного фашистского «Эдельвейса», – рассказывает Алексей Яковлев уже историю своего отца.
Это было начало долгожданного наступления. За спиной оставались освобожденные Новороссийск, Крым, Кенигсберг. Здесь, на границе с Литвой, пришлось задержаться надолго: ловили «лесных братьев», прибалтов, помогавших немцам.
Снова в Донбассе...
А несколько лет назад пришлось и Алексею взять в руки оружие. Думал ли его дед, что спустя 80 лет его внуку придется вновь освобождать от фашистов Донбасс? Наверное, если бы та старушка, которая предрекла смерть его товарищей, сказала и это, он бы не поверил.Алексея как офицера запаса мобилизовали на СВО 19 октября 2022 года.
– Во втором полку, формировавшемся в Пензе и состоявшем из уроженцев Башкирии, не хватало офицеров. Я был назначен командиром взвода, – вспоминает он.
Командиры в полку были почти все пензенские. И позывные соответствующие: к примеру, у комбата – Сура, а у Яковлева – Росток.

После обучения полк перебросили в Новоазовск, недалеко от Мариуполя, а в середине января – на южно-донецкое направление, в Марьинский район. Летом перекинули на «линию Суровикина».
Российские военные шли по земле, которую 80 лет назад полили кровью их предки.
– Я под Донецком увидел мемориал в память о подвиге 2-й гвардейской армии, в которой воевал мой дед, и других подразделений Советской армии, освобождавших Донбасс! – делится Алексей.
В ноябре 2023 года начался штурм Новомихайловки. Подразделению Ростка требовалось захватить промзону возле нее. Когда был ранен командир, Алексей заступил на его место. В обязанности входило формирование штурмовых групп. Он делал это по справедливости, чтобы на опасное задание по очереди шли люди из разных взводов.
– Первыми погибли два молодых парня, – глухо говорит Алексей, – сами вызвались. Я их так воспитал.
Алексей и сам не отсиживался за спинами сослуживцев. Трижды ходил на задание в составе штурмовых групп.
Удача отвернулась от него 21 февраля 2024 года, когда штурмовали опорник, около которого был убит их комбат.
– Шли двойками, восемь человек: я с товарищем чуть впереди, остальные отстали. Заметили вражеский блиндаж. Бросили гранату внутрь, обезвредив вражеских солдат. Но наши действия зафиксировали с другого, самого крупного опорного пункта. По рации наши ребята передали: к вам выдвинулись три группы – всего 11 человек.
Начался стрелковый бой. Противники все ближе. Уже было слышно, как они передергивают затворы. Может, мы и отбились бы, но над нами завис дрон.
– Когда он скидывает взрывчатку, слышен щелчок, то есть до взрыва – пара секунд и можно успеть отпрыгнуть, – объясняет участник СВО, – но нам не повезло: боеприпас упал без щелчка. Меня посекло справа. Хорошо, я в каске и «броне» был, а то бы... Но один осколок глаз пробил и там остался. Друг пострадал сильнее.

Подоспевшие сослуживцы вынесли раненых с поля боя. А потом – госпитали в Еленовке, Ростове, военно-медицинская академия в Санкт-Петербурге. Врачи не давали никаких положительных прогнозов и готовили документы на увольнение.
Но процесс этот небыстрый. А потому покалеченный Алексей Яковлев вместо того, чтобы поехать домой, вместе с другими был брошен на штурм Красногоровки.
Батальон прикомандировали к другой бригаде. Важный момент: хотя после отправки Алексея приказ об увольнении пришел в часть, решение о выводе его из Красногоровки могло принять только командование этой бригады. Но там такая началась заваруха...
– Мне не так страшно было, когда меня ранило под Новомихайловкой. Стрелковый бой, видишь врага, идет перестрелка, свистят пули. Возникает азарт, как в детстве играешь, – признается он. – А вот в Красногоровке я плохо видел и слышал, не мог полностью контролировать ситуацию, особенно прилет дронов-камикадзе в многоэтажки, в подвале которых скрывались наши бойцы.
Враг простреливал буквально каждый метр, поэтому даже поход за водой мог стать смертельным. Бежишь по открытой заминированной местности, усеянной трупами, чтобы наполнить пятилитровую бутыль водой, и не знаешь, вернешься ли назад...
Приказ «добрался» до Алексея только в конце сентября 2024 года, и боец наконец-то поехал домой.
Перспективы восстановления зрения нет. На повторном осмотре медики сказали, что любое вмешательство только усугубит ситуацию.

Но Алексей не озлобился, не проклинает тот день, когда попал на фронт. Он настоящий российский воин, который, как и его предки, выше собственных жизни и здоровья ценит интересы Родины.
Как поет Олег Митяев: «Так скроила матушка, и не перешить!»
P.S: Сегодня Алексей Яковлев проводит «Уроки Мужества» в пензенских школах. Он считает, что сегодня такие беседы с молодежью имеют особо важное значение. Также он принимает участие в программе «Герои Пенzенского края». Пусть опыт и навыки, приобретенные нашими военнослужащими, помогут в решении управленческих задач, направленных на развитие любимого региона.
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Екатерина РОГОЖКИНА,
Другие материалы рубрики

Водителя из Наровчата лишили прав за отказ от медицинского теста
Сельчанин опротестовал решение суда
Ветераны СВО могут бесплатно научиться востребованной профессии
Учащихся поддержат кураторы, а специалисты образовательного провайдера проконсультируют по вопросам карьерных траекторий
Пензенские атлеты завоевали три медали на первенстве России
Тренируются спортсмены под руководством Дениса Башкирцева