С. Дегтярь: Настоящая профилактика — говорить не о вреде наркотиков, а о нормальной жизни

С. Дегтярь: Настоящая профилактика — говорить не о вреде наркотиков, а о нормальной жизни

В Пензенской области продолжается акция «Сурский край — без наркотиков». Во время ее проведения будут активно проводиться всевозможные мероприятия по противодействию наркоугрозе и по пропаганде здорового образа жизни. А еще это время подвести итоги профилактической деятельности за год, оценить сегодняшнюю ситуацию и поставить новые задачи для всех субъектов системы профилактики наркомании и незаконного оборота наркотиков. 

Эффект Гидры

По мнению психиатра-нарколога, заместителя председателя общественной палаты Пензенской области Сергея 
Дегтяря, сейчас наркоситуация напоминает так называемую окопную войну. 

— Несмотря на все меры борьбы с наркотической угрозой, которые предпринимает государство, количество зависимых людей уменьшается не так значительно, как хотелось бы. Кто-то умирает, кто-то в колониях отбывает наказание за распространение наркотиков, но на смену им, как бы ужасно это ни звучало, приходят новые жертвы.  

Ситуация усугубляется тем, что появились новые виды наркотиков, которые принимаются не внутривенно, а ингаляционно. Это пресловутые спайсы. Многие колоться боятся, а курить — нет. 

На мой взгляд, негативным образом сказалась реорганизация Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передача ее функций МВД. Рано было убирать эту структуру, что видно на примере одной только Пензенской области. 

В нашем регионе после многолетнего перерыва вновь появился героин. Ко мне на прием стали приходить амфетаминовые наркоманы. А ведь амфетамин всегда был экзотическим наркотиком. Если он и появлялся в Пензенской области, то крайне редко, случайно, а теперь становится почти нормой. 

И это только вершина айсберга. В итоге сегодня во властных структурах идет отступление на антинаркотическом фронте. 

— Что же делать? Возвращать Госнаркоконтроль? 

— Как вариант. Или усиливать ФСБ — чекисты очень хорошо работают, пресекают каналы поставки наркотиков в наш регион. Наверное, можно было бы расширить штатное расписание, увеличить количество специалистов. И тогда удалось бы компенсировать отсутствие ФСКН. Со временем ситуация, думаю, выправится, но ведь мы теряем время и людские резервы. 

Сегодня в Пензенской области 1700 человек стоят на наркологическом учете — это серьезный показатель. Причем среди них только те, кто уже социально дезадаптирован: попались в состоянии наркотического опьянения за рулем, угодили с передозировкой в токсикологическое отделение, с «ломкой» — в наркологическое. А сколько тех, кто не попался?  

Дать жизненный ориентир

— С другой стороны, одними только усилиями силовых ведомств с наркоманией не справиться. Это болезнь всего общества, значит, и бороться с ней нужно всем миром. Какие профилактические меры, по вашему мнению, наиболее действенны?

— Подход к профилактике должен быть комплексным. Ведь наркотики — только фрагмент неблагополучия в обществе. К сожалению, для России по-прежнему характерны и алкоголизация, и никотинизация населения, и распространение ВИЧ-инфекции, и распад института семьи — отсюда так называемая безотцовщина. Она идет бок о бок с безнадзорщиной, которая в свою очередь способствует появлению новых алкоголиков, наркоманов, преступников. К сожалению, такое часто происходит. 

Настоящая профилактика — это когда говорят не о вреде наркотиков, а о нормальной жизни, задают правильный вектор для детей и подростков. Чтобы они понимали, для чего живут на свете, в чем смысл их существования: продлить свой род, воспитать достойное потомство, оставить добрый след на земле… Это счастье, когда у тебя все хорошо в роду, когда покидаешь мир глубоким стариком, окруженный детьми и внуками, со спокойной душой и совестью. 

Примерно так мы строим профилактические беседы со школьниками и студентами. Все сказанное структурируем, а затем показываем риски. Что мешает прожить достойную жизнь? И дальше поэтапно рассказываем: наркотики, алкоголь, сигареты, беспорядочные половые связи. 

Но такие лекции я называю неотложной наркологической профилактикой. А нужно работать в системе: властные структуры, правоохранительные органы, образование, соцзащита, здравоохранение — должно быть выстроено постоянное межведомственное взаимодействие. 


Равносильно предательству 

— От специалистов часто приходится слышать, что в профилактике различного рода зависимостей мы «бьем по хвостам»…

— Случается, и довольно часто. Возьмем, к примеру, алкоголизацию населения, от которой всего один шаг к наркотизации.
Вот на совещании докладывают, что в каком-то районе выявили энное количество пьяных подростков. А дальше что? Вызвали на беседу с родителями. Где подростки взяли спиртное? Кто продал пиво, сигареты? Что, в сельском районе не могут разобраться?  Ни за что не поверю, ведь там все друг друга знают. 

Да и Пенза разбита на районы, у каждого полицейского свой угол ответственности. Пусть выясняет, почему на его участке совершается прямое нарушение закона. Это его фронт, на котором он Родину защищает. А тот, кто продает спиртное и сигареты несовершеннолетним, — по большому счету предатель Родины, помогающий убивать наших детей. И тот, кто торгует самогоном, техническим спиртом, «левой» водкой, — тоже враг. 

В районах зону ответственности смещают на районные администрации. Но что могут чиновники, если у них минимальные полномочия? Должны работать специальные службы, в первую очередь полицейские, участковые уполномоченные. 

А еще — Интернет, социальные сети, через которые в основном сейчас идет распространение наркотиков. Мы же своих детей не контролируем! А они там неизвестно что творят. Будь моя воля, я бы обязал провайдеров бесплатно устанавливать программы, блокирующие потенциально опасный для детей контент, если они проводят Интернет в дом или организацию, где есть несовершеннолетние. А также систему родительского контроля. 

Профилактика должна вестись на трех уровнях: личностном, семейном и законодательном. Последний имеет очень важное значение. Помните, как долго местные власти и общественность добивались, чтобы лекарства, служившие сырьем для производства дезоморфина, не отпускали без рецептов? Три года писали во все инстанции. Тогдашний министр здравоохранения РФ Татьяна Голикова, только уходя со своего поста, издала соответствующий приказ о предметно-количественном учете кодеинсодержащих препаратов. Один росчерк пера — и дезоморфиновая наркомания исчезла. 

Теоретически проблему зависимостей от психоактивных препаратов можно решить за 10–15 лет и приучить подавляющее большинство россиян к трезвому образу жизни. Это все решаемо. 

Кстати
В период акции «Сурский край — без наркотиков» работают единый телефон горячей линии прокуратуры Пензенской области 523-523 и телефон доверия УМВД России по Пензенской области 59-10-10 для приема сообщений граждан о совершении правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и для их проверки правоохранительными органами.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER