Последний праведник

Последний праведник

82-летняя Валентина Елизарова всю зиму живет в своей родной Леонидовке почти в полном одиночестве.

Село находится в паре километров от железнодорожной станции с таким же названием, неподалеку от которой построен завод по уничтожению химоружия.
Когда-то тут проживало около 700 человек, но потихоньку люди перебирались кто в Пензу, кто в Заречный, кто на станцию — туда, где есть работа.

Летом Леонидовка не пустует — дачный сезон. Но баба Валя как последний праведник, без которого не стоит село, не покидает свою старую избушку даже в зимние месяцы, когда снег заносит дороги. Переезжать ей некуда. Да и незачем...

В селе много добротных крепких домов. Но они пусты и тихи. Не вьется дымок над трубами, не мычат в загонах коровы. Белое безмолвие. И только к одной калитке протоптана дорожка. А вот и баба Валя. Заслышав рев «уазика», вязнущего в снежной колее, она выходит нам навстречу, кутаясь в старенькую телогрейку, подпоясанную веревочкой. Черный пес Кузьма бросается к чужакам, радостно виляя хвостом — видимо, ему тоже не хватает общения.

Полное взаимопонимание
Заходим в домик. Он построен еще отцом Валентины Сергеевны.

— Я и родилась здесь, — говорит хозяйка. — А сама вот детей не заимела, был у меня муж, да я с ним быстро развелась, а больше никого не встретила...
Баба Валя садится на железную кровать с никелированными шариками и молчит, подперев щеку рукой… Видно, вспоминает. Ластится к хозяйке серый кот. Из-под лавки, цокая копытцами, выходит еще один обитатель домика — белый козленок. Крохотной курчавой мордочкой тычет в валенок хозяйки. Встрепенувшись, та гладит его и ласково улыбается: «Это Захар».

Телефон в сугробе
Она рассказывает, что привыкла жить отшельницей, приспособилась. Дорогу до станции нет-нет, да и почистят. До магазина всего-то два километра, это ей под силу. И зимнее «транспортное средство» имеется. Крупы и другой провиант старушка возит в корытце, привязав к нему веревку. Удобно: в снегу не вязнет, не переворачивается — лучше санок.

Газеты баба Валя читает редко, когда дачники привозят. Новости узнает «из телевизора». Хорошо, что есть электричество — единственное благо цивилизации.
Воду Валентина Сергеевна берет из ручейка в низинке. Правда, после очередного снегопада туда не пробраться. Приходится топить снег.  
Телефонизация до Леонидовки в свое время дошла. Но уличный таксофон-автомат, ярко алеющий на фоне снежных просторов, заколочен фанеркой.
— Да я им никогда и не пользовалась, — улыбается баба Валя, и сеть мелких морщинок разбегается по ее доброму круглому лицу. — Да и к чему мне эта техника? Сколько раз сотовый телефон советовали купить, так и не сподобилась. Когда дачники приезжают, прошу их позвонить сестре в Казань, мол, жива-здорова.

Про баню и шампанское
Валентина Сергеевна с юмором относится к своей нелегкой доле.
— Баньку замело по самую крышу. По полгода не моюсь, как чукча, — смеется она. — В избе, как ни топи, такого жару не будет, боюсь простудиться.

А дел у бабы Вали много. Одна чистка снега чего стоит! Потом дрова. Ох и ловко она их рубит. Раз-раз — и золотится свежими сколами очередное поленце. Сказывается трудовая закалка. Много лет Елизарова работала шпалоукладчицей на станции.

Многие зовут Валентину Сергеевну пензенской отшельницей. Но людей она не чурается. На Новый год приезжал сосед, так отмечали с ним праздник, шампанское пили, обращение президента к народу слушали.

Как только стает снег, в село потянутся дачники и вынужденный  «экстрим» бабы Вали закончится.

… Мы возвращаемся из своего путешествия. Хоть и недалеким оно было, а кажется, побывали на краю света. Восхищаемся мужеством Валентины Сергеевны.

— Родная земля дает ей силу, — говорит наш провожатый Игорь Блажков, у которого в Леонидовке «фазенда». — И потом, она не чувствует себя совсем одинокой, знает, наступит весна. Здесь, в селе, все на виду. Кто приезжает, обязательно заглядывает к ней, как к старой знакомой. А в городе что? Живут люди в одном подъезде и не знают друг друга, даже не здороваются. Такое одиночество гораздо горше.   


Прямая речь
Ольга Булатова, глава Леонидовского сельсовета:
— Дорогу до Леонидовки мы расчищаем периодически. От Валентины Сергеевны ни разу не слышала жалоб. Вот дачники, те жалуются. Хотят благ цивилизации. Но нереально подвести газ и водопровод в село, где прописаны 12 человек, а зимой «наездами» бывают 5-6.

Автор: фото Владимира ГРИШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное