Общественный транспорт Пензы начинает перезагрузку

Изменится все: маршруты, стоимость проезда, внешний вид водителей

Общественный транспорт Пензы начинает перезагрузку

Общественный транспорт — ключевой элемент инфраструктуры любого города, а его доступность и комфорт — важные показатели качества жизни в целом. Последние несколько лет в Пензе кипят по данному поводу страсти. Горожанам не нравится стоять в пробках по утрам и вечерам, ездить на старых, неудобных автобусах, гадать, скоро ли подъедет нужная маршрутка. Проблем много, и то, что перемены необходимы, ясно всем.

Надо отметить, что попытки изменить ситуацию к лучшему за прошедшие годы предпринимались не раз, но они были точечными, несистемными, в то время как требовалась тотальная перезагрузка в виде транспортной реформы. И ее время наконец-то пришло: врио губернатора Олег Мельниченко инициировал реформирование существующей системы. Координировать и осуществлять перемены будет новая организация — ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» (подчиняется региональному Управлению транспорта). Ее руководитель Михаил Глушков рассказал о работе, уже проделанной на данный момент, и о переменах, которые ждут всех нас в скором времени. 

Время для перемен

— Михаил Николаевич, как вы охарактеризуете состояние транспортной системы в Пензенской городской агломерации в настоящее время и что стало ключевым толчком к переменам?   

— Необходимость изменений в данной сфере назрела давно. Существующая организация транспортного обеспечения влечет ряд негативных последствий:  сокращение числа пассажиров,  недовольство качеством услуг,  неконтролируемое ценообразование на проезд в общественном транспорте, рост уровня автомобилизации (когда человеку удобнее ездить на личном автомобиле, пусть это и дороже). А это, в свою очередь, приводит к пробкам, экологическим проблемам, хаотичной парковке на улицах города и т. п. Получается вот такой клубок проблем. Чтобы его распутать, нужно профессионально оценить ситуацию, провести научное исследование и на основе полученных данных приступать к поэтапной реализации транспортной реформы. 

— Зачем понадобилось создание отдельного подразделения — ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области»?

— В ходе исследования маршрутно-транспортной сети Пензенской городской агломерации мы поняли, что главные наши проблемы – дублирование маршрутов и перегруженность транспортной сети. Причем в городе пересекаются потоки 4 транспортных зон — Пензы, Заречного, Пензенского и Бессоновского районов, а это, по сути, более половины всех транспортных перевозок в регионе. В каждом муниципалитете были свои органы, отвечающие за работу общественного транспорта, но согласованности в их действиях не было. Поэтому создали единого оператора, который упорядочит работу по организации общественных перевозок в вышеназванных зонах и создаст единую маршрутную сеть в Пензенской городской агломерации. 

От пассажиров к километрам

— В чем суть транспортной реформы и чем новая система будет отличаться от того, к чему мы привыкли? 

— Во-первых, изменится схема взаимоотношений при организации пассажирских перевозок. С нового года регулятором этого процесса будет выступать ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области»: регион в нашем лице выступит «заказчиком» транспортной услуги. Мы будем отслеживать ее качество посредством создаваемой в учреждении единой информационной системы, предназначенной для повышения эффективности управления транспортными средствами, а также обеспечения контроля за исполнением расписания движения автобусов на маршрутах, работающих по нерегулируемому тарифу, контроля исполнения государственных контрактов по регулируемому тарифу. Весь общественный транспорт будет подключен к данной системе, а пассажиры по специальному мобильному приложению смогут отслеживать транспорт и строить маршруты. 

Во-вторых, с 2023 года мы переходим на систему «Брутто контрактов», а значит, изменится система оплаты: перевозчику будут платить не за число перевезенных пассажиров, а за километры, пройденные общественным транспортом.  Вырученные средства будут поступать в областной бюджет, а не в карман перевозчиков. Уже подготовлены образцы контрактов с подрядчиками. Там 42 пункта контроля: соблюдение расписания движения, специфика транспорта,  чистота в салоне и т. п. За несоблюдение условий будем штрафовать.    

— Коснутся ли изменения автопарка? 

— Весь общественный транспорт в Пензенской городской агломерации будет оформлен по единому стандарту, с изображением одного из главных символов Пензы — ласточки. В настоящее время идет утверждение «брендбука». Он распространится на внешний вид автобусов, водителей, кондукторов, контролеров — появится единый фирменный стиль, обязательный к применению предприятиями-перевозчиками.  Мы больше не увидим за рулем водителей в шортах и растянутых грязных майках. 


Предложи свой маршрут

— Что будет с системой оплаты проезда?  
 
— Транспортная реформа предусматривает введение прозрачной тарифной политики, которая сохранит все городские льготы. Система оплаты проезда станет более современной — бесконтактной, с помощью единой транспортной карты. Сколько конкретно будет стоить билет в общественном транспорте, мы расскажем отдельно, отмечу только, что при расчете тарифа мы опираемся на рекомендации Минтранса, согласно которым предельные затраты жителей на проезд не должны составлять более 7 процентов от среднедушевого дохода. 

— Изменятся ли маршруты?
  
— Безусловно. Публичное обсуждение новой маршрутной сети планируется в 1-м квартале 2022 года. Жители агломерации смогут принять участие в этой работе. Будут запущены сайт «Транспортная реформа для жителей Пензенской области» и горячая телефонная линия «Транспорт для всех». И каждый человек сможет высказать свое мнение по поводу того, как лучше спланировать городские маршруты. Также мы опираемся на опыт других регионов: в 2020 году на систему «Брутто контрактов» успешно перешли Тверская городская агломерация, г. Пермь, г. Новокузнецк. Забегая вперед, расскажу, что все автобусные направления будут делиться на две группы: магистральные (свяжут основные районы Пензенской городской агломерации) и подвозящие (пригородная зона и отдаленные микрорайоны Пензы). 

— Резюмируем: грядут большие перемены. И людям потребуется время, чтобы привыкнуть к ним. На какой срок рассчитана транспортная реформа? 

— К хорошему привыкаешь быстро. Новая транспортная модель — это сложная многокомпонентная система, в которой будет задействовано много техники, сотни людей. 2022 год будет «переходным» периодом, а в 2023 году запланирован выход нового подвижного состава. 

Готовы ждать, но недолго

В рамках подготовки транспортной реформы в Пензенской городской агломерации проводился также опрос жителей, в ходе которого они могли высказать свои пожелания по поводу общественного транспорта. В опросе приняли участие 4010 человек, подавляющее большинство (86,4 процента) считают, что транспортное обслуживание жителей должна осуществлять государственная компания, а не частные перевозчики. Также большинство жителей отметили, что общественный транспорт должен работать не менее чем до 23.00, а максимальный интервал движения после 20.00 должен составлять не более 20 минут. Основными условиями, при которых люди могли бы начать пользоваться автобусами чаще, чем сейчас, являются соблюдение расписания и уменьшение интервалов движения.

Автор: Елена СЕРГИЕНКО

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER