«Мою Поленьку украли»: Наталия Кугель на несколько лет пережила свою дочь

«Мою Поленьку украли»: Наталия Кугель на несколько лет пережила свою дочь

Наталия Кугель была небожительницей, и в то же время — земной женщиной. После высокоинтеллектуального интервью в музейном кабинете она могла потащить тебя в гардеробную и показывать тряпочки для себя и театра, найденные в секонд-хендах. Любила перемывать косточки коллегам и важным персонам, но делала это высокохудожественно. 

Начало пути

В Пензу она приехала уже зрелым человеком. За ней шел шлейф романтичности: снималась в кино, работала помощником больших режиссеров. Как-то, уже не помню где, я увидела ее эпизодической роли. Она играла невесту, которая сидела в автомобиле в фате и белом платье и смачно курила. Бесподобно. Такая вот она. 
Наталия всегда говорила, что Пенза отторгает иногородцев, выталкивает, как пробку из воды. Говорила с иронией. Без вызова. Потому что знала, что победит, что ее признают, и будут еще гордиться.

«Дом Мейерхольда» и театр  «Доктор Дапертутто», с которыми накрепко и навечно связано ее имя, были не сразу. Сначала она работала в музее-заповеднике «Тарханы» рядовым научным сотрудником, разрабатывала концепцию людской избы, кстати. Потом в команде музейщиков трудилась над созданием мемориального дома Куприна в Наровчате.

Мейерхольд и Кугель

И только потом случился «Дом Мейерхольда» – он был отрыт  в 1983 году. Это судьбоносный перекресток, на котором встретились два новатора, пусть разного масштаба, но все же – Мейерхольд и Кугель.  Пафосно звучит. Наташа, может быть, и посмеялась бы. 

Помню, сразу после начала перестройки, она меняла экспозицию в музее. Поместила все, что раньше запрещалось по идеологическим соображениям, получилось роскошно. Но как она это преподносила. Водит меня по залам и говорит: 

— Вот смотри, раньше велели лозунги вешать, а теперь хоть слово из трех букв на стене напиши, и ничего.

Это запомнилось. Часто цитирую. 

Мощная энергетика

Театр она сделала почти на пустом месте в смысле материальном, вложив в него душу, мысль, нервы, знания. Первые спектакли парни играли в одеждах из ситцевой ткани — из нее крутили тюрбаны, мастерили плащи,  шальвары и прочее. Но это мало кто замечал, потому что главным были необычность, талант. Кугель своей мощной энергетикой, своей загадочной магией умела закрыть глаза зрителей на то, что ей мешало.  

Энергетика у нее была мощная. Любая тряпка или побрякушка смотрелись на ней произведением искусства. Она покоряла сердца красивых юношей. Не боялась власть предержащих, могла сказать правду в глаза, но при этом была так обаятельна, что вместо праведного гнева получала уважение и то, чего добивалась. 

Конечно, не в полной мере. Разве театр ее достоин малюсенького зальчика и того финансирования, которое она получала? Надо признать, что в этом ее победил провинциальный город, традиция которого – не замечать большие таланты или держать их в черном теле. Но Наталия умела и недостатки превращать в достоинства.

Гибель дочери

Несколько лет назад Кугель пережила личное горе — гибель от тяжелой болезни своего единственного ребенка — дочери Полины. 

— Мою Поленьку украли, — эта фраза, сказанная  не ироничной, сильной женщиной, а убитым горем человеком звучит и звучит в моем сердце.

И она ушла вслед. Наташа, Наталия Аркадьевна Кугель.  Неподражаемая и незабываемая. 

Художественный руководитель центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» Наталия Кугель скончалась в понедельник, 14 декабря 2020. Заслуженный деятель искусств РФ ушла на 75-м году жизни. Пенза скорбит.

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER