М. Чаркова из рейтинга «100 лучших педагогов России»: «Оценки — не главное»

М. Чаркова из рейтинга «100 лучших педагогов России»: «Оценки — не главное»

Учитель начальных классов из Никольска считает, что урок должен быть не менее интересен, чем спектакль

От судьбы не уйдешь

По-разному приходят в школу учителя, по-разному складываются их судьбы. Маргарита Чаркова не мечтала об этой профессии. После школы она поступила в Новгородский университет, на факультет иностранных языков. А потом пришлось перевестись в один из вузов родной Киргизии, в итоге получив диплом учителя начальных классов. Вернуться на родину требовали семейные обстоятельства.

Сейчас, размышляя о былом, Маргарита Анатольевна думает, что, возможно, ею руководила сама судьба. Дело в том, что оба родителя у нее — педагоги. Мама — преподаватель начальных классов (в профессии уже почти 45 лет), папа — тренер, учил детей классической борьбе (посвятил этому делу 35 лет).

Маргарита решила продолжать «семейное» дело без особого энтузиазма. Но быстро поняла: без этой работы просто жить не сможет! Сейчас за плечами у нее 21 год педагогического стажа. В общей сложности на династию приходится более 100 лет работы в школе.

Жизнь кочевая

За два десятка лет нашей героине пришлось сменить несколько мест работы (в Никольской школе № 4 она всего три года). Сначала вместе с семьей ей пришлось фактически бежать из Киргизии, где началась революция. Переехали в Казахстан. Там она с прежним энтузиазмом отдалась любимому делу. В 2010 году стала «Учителем года». Но национальные притеснения вновь заставили паковать чемоданы. Так Маргарита Чаркова оказалась в Пензенской области.

— Тяжело менять место жительства, расставаться с родными, друзьями. Но больше всего я боялась, что придется поменять профессию, — вздыхает Маргарита Анатольевна. — Мне повезло — в Никольске требовался учитель начальных классов. В этой школе я попала в такую атмосферу, в которой хочется развиваться, постоянно искать что-то новое, двигаться вперед.

Недавно Маргариту включили в рейтинг «100 лучших педагогов России» (по версии международного портала педагогов, педагогического сообщества и ассоциации «Качество образования»).

Также она стала обладательницей диплома первой степени в конкурсе «Лучший урок ФГОС» (номинация «Разработка технологической карты урока»).

О детях и родителях

Чаркова в свое время окончила школу с медалью, однако она убеждена: оценки — это не главное.

— От начальной школы зависит будущее мироощущение ребенка. Важно сделать так, чтобы малыши полюбили учиться. Только в этом случае они будут выполнять задания не ради оценки, а потому, что им нравится процесс получения новых знаний, — поделилась своей точкой зрения педагог.

Маргарита Анатольевна отмечает, что современные дети сильно отличаются от тех, что впервые садились за парты 10–15 лет назад. Раньше они были более усидчивыми, спокойными, внимательно слушали учителя. Сейчас на них обрушился такой поток информации, в том числе благодаря Интернету, что им сложно ее переварить, труднее сконцентрироваться.

Детям скучно просто слушать и запоминать. Для того чтобы завладеть вниманием учеников, нужно сделать их активными участниками процесса.

— Отталкиваясь от этого, я и строю свои уроки. В каждом ребенке – целый мир, и порой я сама учусь у них чему-то важному, — улыбаясь, говорит учитель.

Урок — это искусство. Его надо продумывать до мелочей. Он должен быть не менее интересен, чем самый увлекательный спектакль. Маргарита Чаркова.

Здоровьесбережение взять на вооружение

Побывав в никольской школе, я была приятно удивлена. Далеко не во всех учебных заведениях можно встретить сразу несколько образовательных проектов, которые реально работают. Особенно интересными мне показались два: созданный в 2014 году центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и площадка по здоровьесбережению.

— Мы стали первой районной школой Пензенской области, где открылся ЦМИТ, — говорит директор школы № 4 Людмила Ежова. — Проект защищали перед московскими специалистами, и школа смогла получить 4,7 млн рублей на покупку оборудования для центра. Причем заниматься к нам приходят и ребята из других школ.

Школьники учатся программированию, осваивают 3D-принтер, различные станки. Например, сейчас вместе с педагогом они делают детскую пирамидку. Посмотрите на игрушки в магазине — большинство из них сделано в Китае. Неужели мы не способны сами обеспечить ими малышей? В школе решили делать развивающие пирамидки — в виде космической ракеты или геометрических фигур. В ближайшее время ребята планируют снабдить образцами местных карапузов и получить отзывы от их родителей.

— Ну а как в школе сохраняют здоровье ребят?
— Мы исследовали статистику о состоянии здоровья детей, которые приходят к нам в первые классы, а потом проанализировали, что изменилось за пять лет. Картина была печальной: у многих ухудшились зрение, осанка, появились проблемы с желудочно-кишечным трактом. Стали разбираться, что же происходит, только ли школа виновата. Консультировались с медиками, — рассказала Людмила Дмитриевна. — Потом началась планомерная работа. Сначала на переменах отвели несколько минут под занятия ритмикой. Затем ввели дополнительный урок физкультуры. Педагоги стали следить за тем, чтобы дети не сидели слишком долго в одной позе, а давали отдых позвоночнику и глазам. Стали объяснять ребятам, какие продукты пойдут им на пользу, а какие могут навредить, оптимизировали работу столовой и школьного буфета. Через три года увидели четкую динамику по улучшению состояния здоровья ребят.

 

Читайте также:

В пензенских школах пройдет урок, посвященный 78-летию области

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке