История человека-оркестра из Каменки

История человека-оркестра из Каменки

Алексей Голенко играет на гармони, баяне, жалейке, балалайке, гитаре, фортепиано, кларнете, трубе и других инструментах

За русским духом

Впервые гармошку в руки Алексей взял лет в пять, вслед за старшим братом Николаем, который учился в музыкальной школе. Инструмент его заворожил. От веселых мелодий ноги сами рвались в пляс, грустные бередили душу.

Музыка стала для Голенко не просто увлечением — профессией. После школы он поступил во Владимирское музыкальное училище. Конкурс тогда был нешуточный — 11 человек на место. Получив образование, Алексей стал работать во владимирском фольклорном ансамбле «Русь».

— Там была чудесная атмосфера, пропитанная любовью к фольклору, там чтили народные традиции, – рассказывает  Алексей Николаевич. — Тогда я и начал осваивать новые инструменты: рожки, жалейки.

Потом были кларнет, домра, балалайка, ложки, трещотки...

Впоследствии Голенко окончил и консерваторию.

— Можно годами изучать музыкальный материал, и скучно не будет, — улыбается он.

Впрочем, музыканту одних знаний мало. Нужен талант. Игру Голенко по достоинству оценило жюри многих  всероссийских конкурсов. Ему аплодировали в разных странах мира. А он, поди ж ты, прикипел душой к родной Каменке.

Мог бы уехать в большой город, сделать блестящую карьеру, но признается: нигде ему не игралось так, как в провинции.  Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...

И столяр, и печник

— Каждый новый инструмент открывал для меня грани народной музыки, — говорит Голенко. — И был азарт, ибо новое осваивать очень интересно.  

Но, увы, одной музыкой сыт не будешь. В трудные 90-е артистам платили копейки, а надо было на хлеб зарабатывать. Пришлось Алексею Николаевичу переквалифицироваться. Научился столярничать, освоил профессию каменщика и даже, представьте себе, начал мастерски печи класть. Оказалось, руки у него золотые. Ремесло помогало ему прокормиться, но музыка не отпускала, бередила душу. Когда трудный период прошел, Голенко с наслаждением окунулся в родную стихию, где каждый музыкальный инструмент был для него словно верный друг и чутким пальцам музыканта была знакома каждая щербинка на отполированной поверхности.  

Чем пахнет музыка?  

Когда инструменты ломались, Голенко очень переживал. Да и новые купить в то время было проблематично. И тогда он освоил еще одну профессию — реставратора, которая тоже стала любимой.

— Мне нравится аромат ольхового масла, которым пропитывают деки. Он смешивается с запахами клена, липы, самшитового дерева. Вы и не представляете, от скольких мелочей зависит звучание инструмента, — говорит Алексей Николаевич.

Для него очень важно передать все нюансы.

— Меня порой спрашивают: почему вы музыку не пишете?  Я отвечаю: самое лучшее уже написано. Пономаренко, Гридин, Дмитриев… Классика — Бах и Вивальди… Свою задачу вижу в том, чтобы донести до слушателей оригинал, каким задумывал его композитор. Не люблю, когда переиначивают музыкальное творение на новый лад, — объясняет Голенко.

Он очень сожалеет, что любимая им гармонь ныне считается чем-то вроде архаизма, уступив заполонившим эфир мелодиям, созданным на компьютере. А ведь она — неотъемлемая часть русской культуры. В каждой области была своя манера игры: в Пензенской — лиричная, на Урале — с перехлестами, в Воронежской — заковыристая.

Алексей берется за инструмент. Мелодия проникает в самое сердце. Рано, рано, гармошка, списывать тебя со счетов...

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER