Эксперт высказал мнение по поводу конфликта вокруг пензенского комбината «Маяк»

Ключевой момент — дискуссия об экологичности производства

Эксперт высказал мнение по поводу конфликта вокруг пензенского комбината «Маяк»

Экспертный Центр ПРИСП продолжает следить за развитием ситуации вокруг бумажной фабрики «Маяк» в Пензенской области. Одним из его ключевых элементов стала дискуссия об экологичности производства на предприятии как таковом и в целом в рамках отрасли. Координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы, эксперт Общественного совета при Минприроды России Игорь Шкрадюк высказал свое мнение.

— Бумагу и бумажные изделия из макулатуры и целлюлозы выпускают полсотни фабрик, в том числе «Маяк». Самым экологически грязным этапом является производство целлюлозы из древесины, — говорит эксперт.

По его словам, бумагу можно делать только из макулатуры. Однако при использовании и переработке часть волокон целлюлозы ломается. 

— Бумага из коротких волокон менее прочная и годится лишь для тех изделий, где высокая прочность не нужна: салфетки, туалетную бумагу и т.п. Поэтому неудивительно, что фабрике «Маяк» в макулатуру добавляют 10% новой целлюлозы, — говорит Шкрадюк. — Короткие обломки волокон отделяют от бумажной массы на фильтрах. Их можно использовать для производства теплозвукоизолирующих панелей, фигурных вкладышей для упаковки хрупких товаров и т.п.

Если повсеместно ввести раздельный сбор бумаги и сухое хранение, то можно перерабатывать в макулатуру 90% бумаги и в разы уменьшить потребность в рубке леса. Тогда все бумажные фабрики страны будут работать на макулатуре с небольшой добавкой целлюлозы.

Также эксперт высказал мнение о возможном отказе от хлорсодержащих веществ во время производства (АОХи).

—  Целлюлозу на целлюлозных заводах отбеливают. В России для этого до сих пор используют хлорсодержащие вещества (диоксид хлора). Целлюлозу тщательно промывают, но часть хлора в ней остается и попадает в бумагу. Поэтому и в макулатуре есть хлор, преимущественно в химически связанном виде.

При производстве бумаги что из целлюлозы, что из макулатуры часть хлорсодержащих соединений попадает в воду. Поэтому адсорбированный органический хлор, пусть в небольших количествах, в сточных водах бумажной фабрики обязательно есть.

Надо учитывать, что водоканалы для обеззараживания воды применяют хлорсодержащие вещества (гипохлорит кальция). Хотя первая в мире станция обеззараживания воды озоном была построена в России (в 1916 году в Петрограде), лишь редкие водоканалы в России обходятся без хлора. Хлор иногда попадает в реку и из минералов. Поэтому в реках, протекающих в черте городов, всегда есть хлор.

Чтобы определить вклад бумажной фабрики в загрязнение реки нужен мониторинг воды выше и ниже водосброса предприятия. Причем надо учитывать, что содержание примесей в речной воде сильно зависит от времени года и погоды, поэтому нужны непрерывные измерения, а не раз в квартал как часто определено программами экологического мониторинга.

Насколько эффективными является пятиуровневые очистные сооружения, построенные на «Маяке»? Чтобы дать обоснованный ответ на этот вопрос, нужно познакомиться с проектной документацией и результатами измерения состава воды на входе и выходе очистных.

Из простого перечня ступеней очистки можно сделать вывод: проектировщики выбрали безреагентный метод очистки, то есть без добавления химических веществ в стоки. Это снижает образование отходов и поступление дополнительной химии в воду, но потребовало строительства больших по размеру и дорогих очистных сооружений.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER