Будни «Дома Вероники»: учеба, работа, но главное — забота

Будни «Дома Вероники»: учеба, работа, но главное — забота

Прошло пять месяцев со дня открытия в Пензе Центра реабилитации и социализации для молодых людей с тяжелой степенью инвалидности. Как складывается новая жизнь десяти его обитателей?

— Василечек мой, Вероничка, иди к нам! Будем чай пить! 

Ну вот как иначе обратиться к этой симпатичной девушке с детским личиком, надутыми губками и серьезным, слегка настороженным взглядом? Только ласково и с улыбкой. Василек — это потому, что на ней синяя футболка с ярким цветком.

Она и вправду как ребенок. Почти не говорит, от нее можно услышать только «да», «нет» и «не знаю», а если ее за что-то пожурят, закрывает лицо руками и качает головой, мол, это не я…

Вероника Глухова — одна из обитательниц пансиона. Нет, Центр назвали не в ее честь, а во имя святой, по преданию, подавшей платок идущему на Голгофу Христу, чтобы он отер пот с лица. 

Судьба привела 

Хотя появление Вероники Глуховой в пансионе было символичным. Когда уже было решено, кто именно будет жить здесь, создателю «Дома Вероники», исполнительному директору АНО «Квартал Луи» Марии Львовой-Беловой позвонили из Нижнеломовского дома-интерната для детей с физическими недостатками. Сказали, мол, есть девушка, которая не может за себя попросить, но ее можно социализировать. Только вот проблема — помимо того, что она передвигается только на коляске, у нее еще и нарушение интеллекта. 

Львова-Белова растерялась, ведь в «Доме Вероники» не планировалась работа с ментальными инвалидами, это иная специфика.
 
Однако и другие молодые люди, знавшие девушку по Нижнеломовскому детскому дому, стали уговаривать Марию: 
— Она очень хорошая, добрая, все понимает, а что не разговаривает — не страшно. Мы с ней всегда общий язык находили!
 
Львова-Белова задумалась. 
— Надо бы поближе с ней познакомиться… Как ее зовут?

Узнав имя, Мария улыбнулась: наверное, это небесная покровительница девушки, святая Вероника, старается устроить ее судьбу на земле. Вопрос был решен. 


 — И мы ни разу не пожалели о том, что пригласили Веронику в пансион! — рассказывает заместитель исполнительного директора АНО «Квартал Луи» Ирина Смирнова. — Она стала всеобщей любимицей. А какая заботливая! Да вот сами посмотрите.

И правда, увидев, что некому помочь беспомощно сидящему за столом Олегу Бирюкову (искривленные ДЦП руки совсем не слушаются мужчину), Вероника подъехала к нему, подвинула тарелку с кашей и ловко начала кормить его, а потом и чаем напоила…

Свой среди своих  

Кстати, Олег для «Дома Вероники» тоже своего рода исключение из правил. Пансион предназначен для проживания молодых людей не старше 35 лет. А ему уже 42. Половину жизни он провел в Сердобском доме ветеранов, после того как потерял всех своих родных. 

Да, там за ним ухаживали и хорошо к нему относились. Но его окружали только пожилые люди. А это тяжело. 

Один из жильцов пансиона, выпускаясь из Нижнеломовского детдома, в отчаянии воскликнул: «Лучше умереть молодым, чем переселиться в дом ветеранов!»


Другие горизонты

«Дом Вероники» стал настоящей путевкой в жизнь для десяти парней и девушек с тяжелой степенью инвалидности, открыл для них новые горизонты. Да, они не могут существовать без посторонней помощи в отличие от студентов «Квартала Луи». Там воспитанники адаптировались к жизни вне стен казенных учреждений и скоро разъедутся по своим квартирам, положенным им от государства как сиротам. Их места займут другие. 

«Дом Вероники» изначально предназначался для постоянного проживания «тяжелых» инвалидов под круглосуточным присмотром нянечек, или, как их здесь называют, кураторов. 

Но при этом создатели пансиона постарались сделать все, чтобы молодые люди чувствовали себя как дома. Мало того что у каждого есть своя комната, так еще и интерьер подбирался с учетом их пожеланий.

— Вы представить себе не можете, какое это счастье — просыпаться и ложиться спать, когда тебе хочется, обедать, когда тебе удобно, — делится своими впечатлениями Кузьма Глушков.

За его плечами Нижнеломовский интернат и дом ветеранов во Владивостоке. Так вот, за два года, проведенные там, Кузьма ни разу не покидал пределов учреждения для одиноких инвалидов и стариков. А здесь у него есть возможность выезжать на прогулки, в магазины, в кино, посещать другие развлекательные мероприятия.

Друзья и работа 

За пять месяцев с момента открытия «Дома Вероники» круг общения всех его обитателей неизмеримо расширился.

Но самое главное, Кузьма, так же как и его приятели Ильмир Валеев и Кира Токмянина, теперь работает! Парни трудятся в типографии Пензенской епархии под началом… студента «Квартала Луи» Ивана Пчельникова. Более того, тот сам отвозит их на работу и вечером возвращает домой (Иван недавно сдал экзамены на водительские права). Он не может ходить, зато как ездит! 


Учиться никогда не поздно

А Кире Токмяниной и Наташе Белых пришлось снова сесть за парту — в свое время они не получили среднего образования и теперь наверстывают упущенное. Учатся дистанционно в Губернском лицее для одаренных детей.
Мы как раз застали Киру в момент занятий. 

— Трудновато, конечно. Приходится повторять то, что, казалось, никогда не пригодится, — говорит Кира. — Вообще, как-то странно себя ощущаешь: вроде взрослые уже, а учимся наравне с 15–16-летними. А с другой стороны, это так здорово! 

В планах у девушек — получить среднее специальное или, может быть, даже высшее образование.

Прощание с Кристиной 

Вместе с ними должна была окончить школу и Кристина Кляузова… Ее портрет, написанный неизвестным художником еще в Нижнем Ломове и перетянутый черной ленточкой, висит на стене в столовой. Со дня смерти девушки не прошло еще 40 дней.
 
Кристина была самой «тяжелой». Она не то что сидеть, голову держать самостоятельно не могла. И при этом была самой активной и талантливой. Неплохо рисовала, научилась делать маникюр и мечтала окончить курсы по дизайну ногтей. 

— Всегда аккуратная, красиво одетая, причесанная, с макияжем — хорошенькая, как куколка, — вспоминает Ирина Смирнова. — Сама не могла за собой ухаживать, но кураторы с удовольствием приходили ей на помощь. 



Куратор Тамара Разина, рассказывая о Кристине, не может сдержать слез: 
— Такая ласковая девочка была! Ни с кем никогда не ссорилась, ни на что не жаловалась.

Ей так мало отпущено было, но при этом она многим молодым людям с ограниченными возможностями давала надежду на то, что их жизнь может быть полноценной и яркой. 

Пусть тело немощно, но собственная сила духа и вера других людей в тебя помогают изменить свою судьбу.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное