Все больше пензенцев хотят изучать китайский язык

Все больше пензенцев хотят изучать китайский язык

Это — самый распространенный на планете язык. Даже английский ему уступает

Начальник управления международного сотрудничества ПГУ Ольга Мещерякова рассказывает, как несколько лет назад один из китайских студентов, учившихся в Пензе, показал ей  документальный фильм о том, как жители Поднебесной возводили фешенебельную 12-этажную гостиницу.

Начинали строительство в чистом поле. От момента первого копка почвы экскаватором до расстановки цветущих орхидей на подоконниках готового здания прошло 15 дней.

Фильм поразил Мещерякову до глубины души. Уже тогда китайская экономика наступала на пятки американской, а эксперты предрекали, что через несколько лет она выйдет на первое место в мире. Ну и, наконец, китайский язык — самый распространенный на планете. Даже английский ему уступает.

Приняв во внимание все эти обстоятельства, Ольга Викторовна еще тогда решила создать в Пензе клуб любителей китайского языка. По некоторым причинам клуб, к сожалению, просуществовал недолго.

А теперь, когда наша страна совершила геополитический разворот на Восток, изучение китайского языка, китайских культурных традиций стало особенно актуальным.    

В ПГУ идет подготовительная работа по организации магистратуры, которая будет готовить переводчиков с английского и китайского языков. А с 1 сентября откроются
7-месячные языковые курсы для всех желающих. Заявления от пензяков уже начали поступать.  

Сотрудничество

Еще до того как вектор политических интересов России сместился в Азию, Пензенская область активно развивала отношения с Китаем. На сегодняшний день заключены договоры о сотрудничестве с несколькими китайскими провинциями и городами.

Особенно тесные связи образовались с провинциями Сычуань и Ганьсу. Город Ланьчжоу (административный центр Ганьсу) и Пенза — побратимы.  
Мы им предлагаем в первую очередь образование (сегодня в ПГУ грызут гранит науки 65 жителей Поднебесной, а за всю историю университета дипломы о высшем образовании получили 240 китайцев). Они нас снабжают (как, впрочем, и всю Россию) товарами народного потребления. Нет, мы им тоже что-то поставляем из материального (см.  таблицу), но импорт намного превосходит экспорт.

Тем не менее торгово-экономические отношения с КНР поддерживают более 20 пензенских предприятий, в том числе ОАО «Биосинтез», ОАО «Тяжпромарматура», ППО ЭВТ и другие. Поставляем лекарства, запорную арматуру, инструменты, метизы, станки, комплектующие для производства электроплит.  

Воплощаются бизнес-проекты. Гордость нашей строительной промышленности — завод-красавец «Азия Цемент» в Никольском районе — построен китайцами и по китайскому проекту. В прошлом году, как известно, предприятие было введено в эксплуатацию.  

Сейчас в разработке два объекта в Шемышейке: кирпичный завод, который должен заработать в следующем году, и грибное производство — его обещано наладить уже к концу нынешнего. 

Объекты относительно небольшие. Если инвестиции в «Азию Цемент» превысили 11 миллиардов рублей, то в кирпичный завод планируется вложить 272 миллиона рублей, а в грибы — 90 миллионов. Кстати, выращивать будут не любимые в России боровики и рыжики, не привычные в Европе шампиньоны, а японско-китайские шиитаки.

А еще правительство области предлагает китайским бизнесменам вкладывать деньги в наше сельское хозяйство. Прорабатываются проекты по производству пекинской утки, развитию рыбоводческих и тепличных комплексов, свиноферм. Но это в перспективе.

Сколько стоит заговорить по-китайски

Занятия на курсах будут проходить дважды в неделю, по академчасу каждое. Стоимость 7-месячного курса — 12 тысяч рублей.
Не спешите хвататься за сердце. Если мерять в часах, выйдет по 120 рублей. Это недорого. Родители платят репетиторам по ЕГЭ в среднем 350—400 рублей в час.  
Сегодня по индивидуальным программам уже занимаются предприниматели, у которых в Китае бизнес-интересы. Один на один с преподавателем выходит вдвое дороже.
Кстати, в ПГУ можно изучать английский, немецкий, испанский, французский, итальянский, турецкий и арабский языки.

Особенности менталитета

По словам Александры Бессоновой, представителя ОАО «Корпорация развития Пензенской области», китайцы работают только с партнерами, готовыми на постоянное общение.

Нужно знать массу нюансов. Например, если членов делегации из Китая посадить возле дверей, нанесешь им оскорбление. Нельзя, чтобы фигурировала цифра «четыре» (иероглиф, которым она передается, означает также смерть). Например, за одним столом не должно сидеть четыре человека или количество людей, кратное четырем. Если подаришь пакет, в котором лежит аналогичное количество подарков, все — на заключение сделки можно не рассчитывать.

Дурным знаком считается, если твой подарок завернут в белую бумагу, — нужно только в красную. Если ты все сделаешь не так как надо, с точки зрения китайцев, тебя в этом никто не упрекнет — наоборот, все будут улыбаться, кивать головами, но контрактов не заключат.  

Маленький миллионник     

Сегодня в китайских вузах учатся несколько тысяч российских студентов. Меньшая часть — бесплатно, а большинство — за деньги. Но это сравнительно недорого — от 2 до 9 тысяч долларов в год, что на порядок дешевле, чем в Европе.

Кроме того, китайские университеты предлагают краткосрочные (от нескольких недель до 6 месяцев) и долгосрочные (1–2 года) языковые курсы. В марте на таких трехнедельных курсах в университете Ланьчжоу побывали 6 пензенских студентов. Эта поездка тоже была первой в своем роде.      

Корреспондент «ПП» встретилась с Анной Фроловой (на верхнем фото) из ПГУ и расспросила ее о впечатлениях.  

— Анна, каков он, Ланьчжоу — город-побратим Пензы?
— Столичные города Китая производят на иностранцев ошеломляющее впечатление. Например, Шанхай – это что-то фантастическое, город будущего.

А Ланьчжоу – провинциальный, в нем живут всего-то 4 миллиона человек (по меркам Китая, почти деревня). Город древний, по его территории проходил Великий шелковый путь. Люди простые, к иностранцам относятся как к экзотике. К нам все время подходили, просили сфотографироваться, показывали на нас пальцем.   

В Ланьчжоу скоро откроют метро. Там не строят по одной-две станции, а сразу вводят в строй всю систему. Пока оно не функционирует, и автомобильный поток на дорогах очень плотный, причем водители абсолютно не соблюдают правил дорожного движения.

По-моему, жизнь там дешевле, цены ниже. Сыра, молока, колбасы нет. Зато лапша — самая разнообразная, с огромным количеством добавок. Много овощей и всяких растений. Я, например, пробовала корни лотоса — похоже на редьку. Основная еда — рис, его тебе подадут бесплатно, если заказываешь, к примеру, утку или свинину.  

Многие продукты, на наш взгляд, странные. Например, мясные конфеты или сосиски со вкусом груши. Мне понравились фрукты – личи, папайя, питахайя.

— А каковы китайцы в своей родной среде?
— Первое, что ты понимаешь, — их много. Очень много! Только там я осознала, что такое общественный транспорт, заполненный людьми. По сравнению с Ланьчжоу, наш транспорт выглядит пустым даже в часы пик… Поначалу кажется, что все китайцы на одно лицо, но потом начинаешь их различать. Они шумные, говорят громко и с такой интонацией, как будто ссорятся. Сложно определить возраст каждого: есть молодые, есть старики, а 40-летние как будто отсутствуют. Одеваются без претензий, даже молодые женщины ходят преимущественно в пальто и спортивной обуви (каблуки – большая редкость).

— Анна, а можно сравнить наш университет с китайским?       
— Трудно. Их университет — как 20 или даже 30 наших. Там не принято жить дома, когда учишься, все селятся в общежитии. На территории университета есть все — детские сады, магазины, почта, больница. Это очень удобно. В половине шестого утра студенты выходят на улицу для занятий физкультурой. Потом завтрак в столовой и занятия до 12.00. Перерыв на обед — два с половиной часа, многие ложатся спать. Затем вечерние занятия, ужин, физкультура. Такое впечатление, что большинство учатся с раннего утра и до позднего вечера.

— У вас, наверное, была культурная программа?
— Да, особенно запомнились парки, их в Ланьчжоу несколько. Они очень красивые и удобные для прогулок: река, деревья, мощеные дорожки, много скульптур и цветочных композиций, лавочки. Это второе, что я переняла бы у города наравне с самодостаточностью бытовой жизни в университете.  

Очень понравился музей провинции Ганьсу. Использованы самые современные технологии организации выставочного пространства, создающие ощущение погружения в заданную среду. Например, в места обитания динозавров. Или в атмосферу Великого  шелкового пути, по которому бредет средневековый караван. Работа музейщиками  проделана колоссальная, но вход для посетителей бесплатный.  

— А ты научилась говорить по-китайски?
— Немножко. Самым сложным оказалось произношение.

— Тебе есть с чем сравнить Китай, кроме России?
— Я была в Болгарии, Румынии, Турции, Черногории, Албании, Чехии, Боснии и Герцеговине. В Китае оказалось интереснее всего – там все по-другому! Уезжать из Ланьчжоу ни мне, ни моим товарищам не хотелось.

Вот это стипендия!

Каждый год Поднебесная отправляет учиться за границу около 300 тысяч своих студентов. И почти столько же иностранцев приезжают за дипломами в китайские вузы.

1 сентября впервые в истории Пензенской области трое наших земляков приступят к обучению в Китае — в университете города Ланьчжоу.

«ПП» встретилась с вероятными кандидатами Никитой Сазоновым и Антоном Чипковым. Они без пяти минут бакалавры, оканчивают четвертый курс ПГУ, специалисты по сварочному, литейному производству и материаловедению (кафедра профессора Андрея Розена).

Никита — отличник, получает Губернаторскую стипендию. Антон — активист-общественник.  Год они будут в Ланьчжоуском университете учить язык, поскольку преподавание ведется на китайском. А затем — трехгодичная магистратура. Обучение и проживание бесплатные, а ежемесячная стипендия составит около 30 тысяч рублей.   

Почему ребята сделали выбор в пользу китайской магистратуры? Они говорят, что хотят получить образование по международным стандартам и погрузиться… в коммунизм. Или социализм (мнения ребят разделились). В КНР правящая партия — коммунистическая, экономика — плановая, коллективизм вместо индивидуализма, информационная цензура.  Так что, улыбаются парни, это может оказаться похожим на  жизнь в Советском Союзе, о которой они столько слышали и которую, увы, не застали.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное