В Пензенской области 101 школа и 6 филиалов являются малокомплектными, т.е. нерентабельными

В Пензенской области 101 школа и 6 филиалов являются малокомплектными, т.е. нерентабельными

В них учатся более 3,5 тысячи детей. В большинстве малокомплектных школ за партами сидят по 5–10 человек

Это делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. Но все понимают, что без школы деревни просто умрут.

К тому же закон запрещает закрывать школы без одобрения сельского схода. И есть примеры, когда такие учебные заведения сохранялись в селах именно по решению жителей.
Сейчас основная проблема малокомплектных школ — в качестве образования и соответствии новым требованиям к учебным заведениям.

Специалисты, имеющие непосредственное отношение к сфере образования, уже не один год обсуждают эти проблемы и ищут пути их решения. К диалогу присоединились и пензенские педагоги.

В рамках II Всероссийского съезда сельских учителей, который прошел в Тамбове, они рассказывали о своих наработках и перенимали опыт коллег. Представители пензенской делегации поделились своим видением будущего сельской школы.

МНЕНИЯ

Елена Нифонтова, заведующая филиалом школы с. Ильмино Никольского района:
— У большинства сельских школ проблемы общие: удаленность от районного центра, малая наполняемость, нехватка педагогов, недостаточная оснащенность кабинетов. В нашей школе 36 учащихся, всего двое первоклашек, а в выпускном классе три ученика. Преподают у них восемь педагогов-универсалов.

Меня впечатлила идея внедрения информационных технологий в дистанционное обучение и сетевое общение с другими школами. Это даст возможность сельскому учителю стать наставником для ребят в онлайн-образовании, а нашим выпускникам-девятиклассникам — хорошо подготовиться к переходу в 10 класс другой школы или в колледж. Подобной практики у нас пока не было, потому что скорость подключения к Интернету оставляет желать лучшего.

Но, по моему убеждению, село будет жить, для этого нужно лишь немного постараться. Можно сделать ставку на развитие так называемого «зеленого туризма». Это привлечет и инвестиции, и молодежь. Ну и, конечно, развивать малый и средний бизнес, чем мы в нашей школе уже начали заниматься. У нас есть тепличное хозяйство, приусадебный участок.

Анжела Камбулова, директор школы п. Мичуринский Пензенского района:
— Коллегам мы представили наш школьный проект по привлечению молодежи в село. Наш поселок пригородный. В этом есть свои минусы и плюсы. С одной стороны, многие имеют возможность уехать жить в Пензу, а с другой, молодым семьям проще купить землю под строительство дома в Мичурино, нежели в Пензе. К нам приходят молодые учителя. Так население постепенно увеличивается и молодеет.

Привлечь в село еще больше молодежи мы планируем благодаря нескольким проектам. В советское время мичуринские сады славились на всю страну, но были уничтожены. Наши ребята с учителями пытаются возродить славное прошлое поселка, создавая питомник.

Другое направление — сотрудничество с Пензенским союзом казаков. Кадетское движение было сформировано в 2011 году, и на данный момент в нем три класса. Всего же в школе учатся 186 ребят. И этот опыт был с интересом воспринят коллегами из других регионов. Казачий компонент в образовательном процессе сейчас набирает популярность.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке