Пензячка внедряет тимбилдинг в детсаду

Пензячка внедряет тимбилдинг в детсаду

Маргарита Ежова — педагог по физкультуре в одном из детских садов Пензы. Но работа нашей героини выходит за рамки обязанностей обычного инструктора. Та методика, по которой она работает, относится скорее к психологии. Речь идет о детском тимбилдинге.
 
Это технология, которая позволяет в игровой форме обучить ребят навыкам работы в команде. Она формирует и укрепляет детский коллектив с помощью систем упражнений, заданий, игр, направленных на командный результат. Создается ситуация успеха, где дети, не уверенные в своих силах, имеют возможность проявить себя, почувствовать свою значимость, а подвижные дети — направить свою энергию в позитивное русло, подставить плечо другу.

Что же ее побудило заняться этим непростым делом?

— В студенческие годы я часто подрабатывала волонтером. Работа хоть и увлекательная, но далеко не простая. К тому же с большинством коллег знакомишься непосредственно на мероприятии, а следовательно, за рекордно короткие сроки нужно сколотить команду единомышленников. Когда перед тобой 100, а то и 200 человек, это кажется нереальным. Именно поэтому для сплочения с нами проводили специальные занятия. Во время Универсиады в Казани, в 2013 году, эта тема меня окончательно зацепила и я решила, что разберусь в ней досконально, — рассказывает Маргарита.

Не расстанусь с детством 

То, что у этой молодой и энергичной девушки слова не расходятся с делом, становится понятно буквально с первых минут общения.

Взять хотя бы то, как она выбирала будущую профессию. Когда Маргарита была маленькой, она говорила, что не хочет взрослеть. На что мама смеялась: хорошо, хорошо! Но потом начала осторожно объяснять дочке, как идет время и как меняется человек:

— Ты будешь учиться в школе, а потом найдешь себе работу, как когда-то сделала я.

Маргаритка задумывалась и однажды сказала: 

— Раз я не могу оставаться ребенком, тогда буду работать с детьми, как ты и бабушка! 

Это оказалось не детской фантазией, а серьезным намерением. Семь лет назад, еще учась в педагогическом университете, на факультете иностранных языков, она начала работать в детском саду. Но воспитателем была только год. Нет, из детского садика она не ушла, просто переквалифицировалась в инструктора по физкультуре. 

Многих, конечно же, интересует, почему она сделала такой выбор.

— Будучи инструктором, я работаю не с одной группой и «живу» не в одном помещении. Я занимаюсь со всеми ребятами. А также могу вести дополнительные занятия и кружки (например, по английскому языку), участвовать в подготовке к праздникам и мероприятиям. Если бы я была привязана к одной группе, на все это просто не хватало бы времени.
 
В общем, Маргарита вышла на широкий оперативный простор.

— Теперь мои дни сотканы из мячиков и скакалок, зарядок и эстафет, из санок и лыж зимой и дворовых игр летом, – говорит она. – Работая с детьми, нужно быть строгим учителем и в то же время другом, таким же ребенком. Мне все это очень близко. С детьми у меня есть возможность жить ярко.

Ну вот, что задумала маленькая Маргаритка, осуществила взрослая Маргарита. 

Маленькие детки — маленькие бедки

Но вернемся к ее работе с детьми. По словам педагога, на то, чтобы внедрить методику тимбилдинга в детском саду, были причины. Первая и самая главная – засилье компьютерных стрелялок и боевиков по телевизору. Они не делают наших детей добрее. Как итог – многие решают проблемы с помощью силы.

— Второе — это то, что дети зачастую не умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, часто ссорятся, не пытаются помочь друг другу, проявляя излишний эгоцентризм, – делится наблюдениями педагог. — Вот я и решила попробовать внедрить в свою работу методику, которая раньше не применялась в детских садах. Правда, не в самых младших группах, а в тех, что постарше. Квесты, сложные ситуации, справиться с которыми можно только сообща, командные игры с родителями и другими воспитателями — это отлично работает! 

Жить здесь и сейчас

Как признается Маргарита, свою работу она очень любит и менять на что-то не планирует. Но видит в отрасли и немало проблем. К примеру, гиподинамия детей. Многие большую часть времени проводят на диванах и за планшетами. Это становится серьезной проблемой.

Одних занятий физкультурой здесь мало. И у педагога родилась профессиональная мечта. Она хочет перенять опыт Германии и Норвегии, где существуют «лесные» детские сады на открытом воздухе.

Будь подобное у нас, дети смогли бы проводить один или два дня в неделю на специально отведенной для этого территории парка или леса, заниматься физической культурой, играть.

Такое нововведение позволило бы усовершенствовать процесс закаливания, сделало бы ребят более выносливыми и расширило бы их кругозор.

Идея кажется фантастической. Но, зная Маргариту, можно предположить, что ей и это по силам.

Ну а пока она каждый день делает открытия для себя, постигая мир детства.

— Дети по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Для меня самая важная задача — найти потаенную дорожку к каждому ребенку, заслужить его доверие, — говорит педагог.

Советы от Маргариты

Чтобы дети не засиживались, время от времени предлагайте им такие игры. 

Дети стоят в одной линии, держась за руки. Они — одно целое — «ниточка». Ведущий держит обруч — «игольное ушко», в которое «нитка» должна «пройти», не разрываясь. С одной стороны, это обычная игра; с другой — каждый чувствует себя членом команды и помогает соседу.

Или: дети делятся на команды, которые должны перебраться через «болото». Каждой команде выдается набор «дощечек» (картонки, тактильные диски и т. д.) на одну больше, чем количество играющих. По сигналу команды начинают переправу, выкладывая перед собой дощечки и переступая с одной на другую. Свободную дощечку передают из конца в начало колонны до тех пор, пока все игроки не окажутся на другой стороне «болота». 

Блиц

— Что нужно улучшить в сегодняшнем дошкольном воспитании?
— Нужно как можно больше доброты. Нужно доверие между родителями и педагогами. Часто между сторонами происходит конфронтация. Мамы думают, что педагоги мало уделяют времени детям, а они просто загружены проектными планами, бумагами, отчетами. А в плане инноваций сейчас все в полном порядке. Этого у нас с избытком.

— Каким должен быть педагог?
— Самое главное — преданным своему делу профессионалом. Бывает так, что группа оснащена по последнему 
слову техники, есть огромное количество пособий и развивающих материалов, но педагог не может заинтересовать детей. А бывает, что в пустых стенах педагог умудряется создать такую сказку, такое чудо. И дети на это 
откликаются.



Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER