Пензенские педагоги хотят оценивать знания учеников на «5,5»

Пензенские педагоги хотят оценивать знания учеников на «5,5»

Двоек стало мало

Обыкновенная школа в Заводском районе Пензы. Здесь учатся самые обычные дети. Но семь лет назад местные педагоги решились на интересный эксперимент. 

Городским школам тогда было предложено попробовать ввести дробную систему оценок, в которой ученики работают не за пятерки и четверки, а за баллы — от 0,1 до 5. Система оказалась непростой и частично прижилась всего в нескольких учебных заведениях. Но полностью внедрить ее удалось только в одной, 51-й школе.

Первые три года система работала в пробном режиме. Первоначально в нее включились несколько классов среднего звена, сейчас дробные оценки получают все ученики с 4-го по 11-й класс.

— Критерии оценок расписаны довольно подробно. Это практически исключает ошибки педагогов, — объясняет учитель математики Лидия Горелова и показывает пример письменной работы. — Вот смотрите, раньше за грязь в тетради мы не могли поставить пятерку, хотя фактических ошибок в работе нет. Наша система помогла справиться с этой несправедливостью — за помарку оценку снижают не на балл, а на десятые балла. То есть ребенок получит в итоге 4,7 или 4,8 балла. Что у нас по факту приравнивается к пятерке. Загляните в другую тетрадь. Из всей контрольной мальчик выполнил только два задания. При пятибалльной системе он получил бы двойку, а теперь — 2,8, что при округлении дает 3. Это справедливо, ведь какую-то часть контрольной он выполнил. То есть за каждый навык, умение, правильный ответ — свой балл.

Дроби подтянули 

Надо сказать, что ученики на такой эксперимент пошли охотно, для детей все новое — это всегда интересно. Родители отнеслись к нему настороженно, а педагоги засомневались: как считать сложные баллы, чтобы вывести итоговую оценку за год или за четверть?

— Первоначально с этим действительно были сложности, — говорит директор школы Ольга Кулинская. — Средний балл приходилось высчитывать на калькуляторе. Но с полным переходом на электронный журнал проблема перестала существовать. Программа сама все считает. Учитель, ребенок или родитель могут контролировать промежуточные итоги и видеть: по этому предмету все хорошо, а по этому до пятерки не хватает несколько десятых балла, значит, надо подтянуться.

Возникает резонный вопрос: как все это повлияло на учебный процесс? Ведь любой эксперимент затевается с какой-то определенной целью.

— Новая система заметно подняла авторитет школьной оценки. К примеру, 2,8 — это уже не обидная «пара», а признак того, что ребенку не хватило до тройки всего чуть-чуть и, если напрячься, он сможет дотянуть до нужной отметки. И самое главное, он знает, сколько это «чуть-чуть», — добавляет Ольга Кулинская.


Какая оценка пойдет в аттестат? 

Учителя говорят, что успеваемость у детей повысилась. А педагогам не приходится ломать голову, что выбрать, когда оценка спорная. Сейчас можно поставить 4,5. 

Но вот оценки в аттестатах, которые выдадут выпускникам школы, дробными не будут. Выведут целую цифру – округлят до среднеарифметической. 

Зато во время учебы у педагогов больше возможностей объективно оценить знания. Родителям нравится, что детям не ставят двоек и единиц, у учеников больше стимулов хорошо учиться — заметнее достижения.

— Самое главное, что учитель теперь может мотивировать свою оценку, объяснить, почему он поставил в дневник не тройку с плюсом, а 3,7. А ученик понимает, что он уже на полпути в своем превращении из троечника в ударника,  — объясняет учитель географии и биологии Наталья Токарева. — Ребенок знает, за что дается каждая десятая балла. 

А еще ученики с лучшими показателями получают сертификаты различных уровней по каждому предмету по итогам четверти и по итогам года, фотографии самых лучших вывешивают в «звездной галерее». Попасть в нее — еще один стимул для детей.

Замахнемся на 5,5!

Кроме того, с помощью новой системы была решена еще одна важная проблема. Дело в том, что в школе учатся ребята по инклюзивной и интегрированной (посещение отдельных уроков) формам образования, а также дифференцированно (по адаптированным программам). 

— Эти ребята так же, как и остальные, должны получать оценки. Но согласитесь, что тройка для особенного ребенка и для обычного — это огромная разница. Кроме того, учащимся с особенностями развития гораздо важнее видеть разницу в своих достижениях, — объясняет замдиректора по работе с одаренными детьми и инновационной деятельности Елена Ведюшкина (именно на ее плечи легла львиная доля работы по внедрению эксперимента). — Для них мы также прописали критерии оценки.

Сейчас учителя столкнулись с другой проблемой. Два ученика отвечали урок: один просто выучил задание и ответил без запинки, второй проштудировал дополнительную литературу, провел исследование, сделал анализ. И тот и другой заслуживают пятерки, но несправедливость все же есть.

— Мы хотим, чтобы у нас была возможность перешагнуть через 5 баллов. Ведь за работу второго ученика можно поставить не просто 5, а 5,5. Но пока нам сделать это не позволяют ограничения «электронного журнала». Мы планируем обратиться в Управление образования и к разработчикам системы, чтобы расширить свои возможности. Нам еще есть над чем работать, — поделилась планами директор школы.


А как у них?

Пятибалльная система оценок унаследована от СССР. Плюсы и минусы всегда были неофициальным дополнением, их можно было ставить в тетрадь и дневник, но не в журнал. 

Во многих странах действует другая система оценок. Скажем, на Украине — 12-балльная: отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12».

10-балльная система используется в Беларуси, Молдавии и Латвии. Во Франции отличники получают по 14—16 баллов из 20 возможных, в США — 91—99 баллов из максимальных 100.

В Пензе в той или иной степени экспериментируют с дробными оценками 12 школ. Это более 30 классов (примерно 700 учащихся).

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное