Пензенская область готовится к внедрению инклюзии в школах
С 1.09.2016 в России начнет действовать новый стандарт образования детей с ограниченными возможностями
О чем уже сейчас нужно побеспокоиться родителям особенных детей, «ПП» рассказала Ирина Перекусихина, руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Пензенской области (ПМПК) — начальник отдела психолого-медико-педагогической диагностики, коррекции и консультирования «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области».
Выбор за родителями
— Ирина Анатольевна, первый вопрос, который задают родители, когда речь заходит об инклюзии, – что будет со специализированными (коррекционными) школами, в которых получали образование ранее в нашей стране дети с особыми образовательными потребностями?
— С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями, который, может реализовываться как в коррекционной, так и в обычной школе в процессе инклюзии. По закону родители (законные представители) решают, где обучаться ребенку. А задача системы образования – предоставить разные варианты. Поэтому, общеобразовательные организации, осуществляющие деятельность по адаптированным основным образовательным программам, или, как их раньше называли, специальные (коррекционные) школы, не просто останутся в региональной системе образования, а могут, на этапе внедрения стандартов, играть роль «генераторов» и «экспертов» по части оказания методической помощи педагогическим работникам школ, куда придут дети с ОВЗ, дети-инвалиды; психолого-педагогической помощи особым обучающимся и их родителям; координировать работу в этом направлении.
Сентябрь начинается в феврале
— Предположим, в моей семье подрастает особенный малыш — с нарушением слуха или зрения, или, например, с задержкой психического развития, инвалид-колясочник и так далее. Каким образом школа обеспечит ему нужные условия?
— Спасибо за вопрос. Ответ на него должна начать с обращения к родителям и специалистам о понимании важности двух взаимосвязанных моментов в реализации права любого ребенка на образование.
Первый — законодательно поддержанным основанием для определения и создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ в школе, является заключение ПМПК — отправная точка на территории действий директора и педагогического коллектива образовательной организации по созданию специальных условий. Значит одним из первых шагов ее минимизации должно быть обращение в ПМПК. И еще раз хочу подчеркнуть — ПМПК не выставляет медицинские диагнозы, а определяет специальные условия, которые должны создать в образовательной организации, в семье, в организации дополнительного образования для ребенка с ОВЗ.
Равно как и индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида, документ, выдаваемый Бюро медико-социальной экспертизы, на основании которого специалист нашего центра разрабатывает «Перечень психолого-педагогических мероприятий» и направляет его для реализации в школу, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок получает образование.
Второй момент — и в том, и в другом случае, родитель вправе решать сам, где ставить запятую во фразе «МОЛЧАТЬ НЕЛЬЗЯ РАССКАЗЫВАТЬ»… при этом, во всех вариантах, обязательным требованием для педагогов остается сохранение конфиденциальности полученной о ребенке информации.
Вывод: процесс создания специальных условий, включающих разработку адаптированных программ и индивидуальных учебных планов, изменения инфраструктуры школы и ее дидактической базы, предоставление услуг ассистента и обеспечение возможности осуществлять коррекционную составляющую (иметь в штате психолога, логопеда, дефектолога и др.) возможен лишь при своевременном взаимодействии школы и родителей. Предшествовать этому должен обязательный этап — посещение с ребенком, испытывающим трудности в развитии и адаптации, психолого-медико-педагогической комиссии.
На мой взгляд, наиболее важными и сложными темами в обеспечении инклюзии сегодня являются кадровый дефицит, материальные ресурсы и организация специальной подготовки педагогических кадров школ, детских садов, в которые придут особые дети.
Баланс интересов
— Реальная ситуация: мама не отправляет незрячего ребенка в иногородний специнтернат, боится за него, а в близлежащей сельской школе тифлопедагога нет, поэтому мальчик вообще не получает образования. То есть теперь такого не будет? Достаточно потребовать от школы тифлопедагога, и пусть он научит ребенка чтению и письму по Брайлю?
— К сожалению, в Пензенской области тифлопедагогов практически нет. Поэтому пока придется по-прежнему либо отправлять ребенка в специализированную организацию по обучению незрячих детей, и наше министерство образования заключило соответствующий договор с Саратовом, либо первоклассник может обучаться дистанционно в губернском лицее для одаренных детей. Надо набраться терпения, а со временем, когда педагоги пройдут необходимое повышение квалификации, незрячие дети смогут обучаться вместе со всеми.
— Ирина Анатольевна, как вы думаете, какие трудности ждут школу 1 сентября?
— Одну трудность мы затронули только что – недостаточная база и подготовленность кадров. Конечно, хочется, чтобы без сбоев сработали и финансовые механизмы сопровождения инклюзивных процессов в нашей области. Для их включения, опять же, необходима своевременная, документальная осведомленность руководителей школ о приходе в учреждение обучающегося с ОВЗ.
Уверена, со временем трудности уйдут, и останется главное, что особые дети будут реально вовлечены в социум. А здоровые девочки и мальчики увидят, что ребята с особыми потребностями и возможностями тоже нуждаются в образовании, развитии, человеческой поддержке. С ними можно играть и дружить, о них нужно заботиться.
Хорошо всем
— Родители иногда высказывают опасения, что ребенку с ОВЗ достанется все внимание учителя, из-за чего пострадает успеваемость остальных детей.
— В тех странах, где инклюзивное образование реализуется по 20-30 лет, все происходит с точностью до наоборот. Оценки детей, которые развиваются типичным образом, порою оказываются выше в условиях инклюзивного образования, чем в условиях привычной массовой школы. Как правило, учебные заведения, в которых хорошо детям с ограниченными возможностями, являются самыми лучшими для всех остальных детей…
И в заключении, хочу еще раз поставить акцент на важности раннего выявления проблем ребенка и обращения к специалистам.
— Хорошо, вас услышали. Куда обращаться?
— В свой отдел образования по месту жительства, где вам сообщат, когда будет проходить заседание территориальной ПМПК.
Если возникли какие-то сложности, звоните или приходите в «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области» на улицу Тимирязева, 125. Телефон: 48-40-88, (Центральная ПМПК, тел: 8-927-394-68-44).
Ребенку выделят ассистента
Специальные образовательные условия для детей с ОВЗ — это использование специальных образовательных программ, специальных учебников, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ученику необходимую техническую помощь, тьютора, оказывающего помощь в обучении, это групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечение доступа в здания школ и другие условия, без которых невозможно или затруднено образование детей с ОВЗ.
ФГОС для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями пока разработан только для начального образования, а для старшеклассников его обещают ввести позднее.
Восемь принципов инклюзивного образования:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
В Пензе прошел финал профориентационного марафона «ДвижИТ»
Участие в марафоне приняли около трех тысяч школьников 8-11 классов и студентов колледжейБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России